Регламент 2026 года претерпел значительные изменения. Начать стоит с аэродинамики, ведь именно она определяет, как силовые характеристики машины, так и внешние. Болид впервые за многие годы станет легче и меньше: вес уменьшится примерно на 30 кг, шины также станут уже (передние - на 25 мм, задние - на 30 мм). Впервые с 1993 года в "Формулу-1" вернется активная аэродинамика, переднее и заднее антикрыло будут работать в двух режимах и постоянно, а не только во время обгонов. Но несмотря на заметные изменения, аэродинамика гоночных болидов в целом станет гораздо проще. Общая прижимная сила болидов 2026 года сократится примерно на 30%, а аэродинамическое сопротивление - примерно на 40-55%. Машины будут медленнее в поворотах, но быстрее на выходах из них и на прямых, что должно способствовать обгонам.
Новое поколение силовых установок будет работать на полностью экологичном топливе. FIA будет сертифицировать топливо, отслеживать происхождение компонентов и уровень выбросов, что сделает "Формулу-1" одной из самых экологичных серий в автоспорте. Мощность двигателя внутреннего сгорания снизится, а электрической составляющей увеличится почти втрое - до 350 кВт.
Комментатор "Формулы-1" Роман Кузнецов отмечает: "Теоретически мы увидим гораздо больше работы самого гонщика за рулем, более высокую максимальную скорость на прямых (по некоторым оценкам, до 400 км/ч!), при этом может пострадать скорость в поворотах, но взамен пилоты получат шанс атаковать в тех местах на трассе, где ранее обгоны считались невозможными. Например, пилот впереди может лидировать на прямой, но полностью разрядить батарею, и далее в следующих поворотах его соперник позади, используя дополнительный заряд, получит возможность реактивно нырять на апекс и совершать обгон. По меркам современной "Формулы-1" образца 2025-го некоторые маневры следующего года будут выглядеть достаточно безумно".
Владимир Башмаков, пресс-секретарь РАФ и комментатор "Формулы-1", еще более оптимистичен: "В новом регламенте будет система "Овердрайв". В отличие от DRS она будет давать ощутимую прибавку мощности на выходе из поворота, что должно увеличить число обгонов. Кроме этого, будет, особенно поначалу, большое пространство для творчества в том, как распределять доступную энергию на круге. Она будет отличаться от трассы к трассе и даже между сессиями. Если ты атаковал и потратил много энергии, дальше тебе будет сложно защищаться. Посмотрите на "Формулу Е". Я комментирую ее на телевидении с первого сезона. Она суперинтересная, и там полно обгонов, даже в Монако (трасса в Монако является городской и проходит буквально на перекрытых улицах Монте-Карло. - Прим. "РГ"). Новый регламент должен сделать "Формулу-1" интереснее".
Но в чем же тогда проблема нового регламента? Здесь мнения экспертов уже расходятся. В частности, Роман Кузнецов опасается столь кардинальных изменений: "У разных команд будут разные поставщики двигателей - в 2026-м мы увидим силовые установки Mercedes, Ferrari, Audi, Honda и Ford. Если один из мотористов сможет опередить других, то несколько команд могут оторваться на огромную дистанцию от остальных, и вся решетка окажется разреженной по результатам". Это довольно опасная для зрелищности "Формулы" ситуация, поскольку в таком случае разница между болидами будет определяться не талантом гонщика вместе с хорошей машиной, а исключительно отличным двигателем и базовыми умениями пилота.
Владимир Башмаков же убежден, что подобные нововведения продиктованы здравым смыслом: "Новые решения, которые приходят в "Формулу-1" с техническим регламентом 2026 года, дают новые возможности. В последние годы эффективность системы DRS сильно упала. С техническим прогрессом днище машин стало генерировать все большую прижимную силу, а значит, крылья становились все меньше. Чем меньше крыло, тем меньше толку от DRS. Ведь данная система уже не так сильно снижает лобовое сопротивление. Торможения стали очень короткими, а ошибок пилоты допускают все меньше. Кроме того, важный момент заключается в том, что команды снова уводили много турбулентных потоков, создаваемых колесами, вбок, после чего они воссоединяются за машиной и беспокоят аэродинамику преследователя. В этом плане инженеры обхитрили регламент 2022 года, который задумывался как обгонный. И FIA с изменениями 2023 года с поднятием краев днища тоже внесла свою лепту".
Но Роман Кузнецов считает, что не стоит списывать со счетов введение активного использования батареи: "Хотя в теории мы надеемся на огромные скорости на прямых и безумные обгоны в поворотах, на практике это может обернуться путаницей для пилотов и болельщиков, и в первую очередь - из-за той же самой батареи".
Если пилот сзади разрядит батарею и пройдет соперника, то соперник впереди может с накопленным зарядом быстро отыграться, и в итоге гонка может превратиться в экономию заряда. Также не совсем ясно, как будут использоваться новые режимы X и Z (ранее упомянутые режимы работы антикрыльев. - Прим. "РГ"). Будут ли эти режимы использоваться по всей трассе, на всех участках и как будет происходить активация - вопрос все еще открытый. В итоге такой сложный набор новых компонентов правил вкупе с огромными техническими изменениями может обернуться настоящей катастрофой для зрелищности. Остается два месяца до первых открытых тестов в Бахрейне, когда у нас появится первая информация".
В любом случае зрелищность была и останется главной составляющей "Формулы-1", поэтому если в FIA поймут, что новый регламент действительно снижает интерес аудитории, изменения не заставят себя ждать. История чемпионата это уже неоднократно доказывала: от запрета граунд-эффекта в 80-е до активной подвески в 90-е и до срочного внедрения DRS в 2011 году и пересмотра аэродинамических правил в 2022-2023 годах. Регламент "Формулы-1" всегда корректировался в ответ на падение зрительского интереса, поэтому говорить о том, что сезон-2026 заранее обречен быть скучным, преждевременно.