Колонии строгого режима имеются далеко не в каждом регионе, поэтому правонарушителей сюда везут отовсюду. "Строгача" им присуждают за особо тяжкие и многократные преступления. Тем не менее пребывают рецидивисты не в кандалах и жутких сырых казематах, а во вполне цивилизованных условиях. Убедиться в этом смогла корреспондент "РГ".
Колония удивила уже на входе. Ни колючей проволоки, ни лая собак. Даже таксист усомнился - туда ли привез? Налево от КПП - сквер с лавочками, античными скульптурами и фонтаном. Направо - ухоженная детская площадка с забавной соломенной лошадью - символом Нового года. Следов вчерашней метели нет и в помине. Все тщательно выскоблено, выметено и никаких сугробов.
По словам начальника учреждения Сергея Ремнева, в колонии отбывают наказание рецидивисты, которые осуждены на длительный срок - от десяти лет и более.
Административное здание, столовая, склад, цеха. Вот - двухэтажные жилые корпуса. Однотипные здания построены еще в советское время, однако обновленные фасады, пластиковые окна, металлические двери современного образца говорят о том, что служить они будут еще долго.
Жилой блок блистает чистотой. Санузлы, кухня, раздевалка, комната досуга пребывают в идеальном порядке. На двухэтажных кроватях - белоснежное белье. В помещениях - ни души: все осужденные, без исключения, работают.
Производственная зона заслуживает отдельного внимания. Среди колоний по показателям "семерка" - передовая, в том числе и в России, утверждают руководители. Чтобы в этом убедиться, идем в цеха, которые практически не отличаются от заводских.
Самые крупные - металло- и деревообработки. Имеются также мебельный, швейный цеха, литейный участок. Станки с ЧПУ здесь в порядке вещей. А участок по изготовлению крышек для консервации работает в три смены, обеспечивая востребованной продукцией всю страну. На территории колонии также расположены животноводческий комплекс, теплица, цех полуфабрикатов, пекарня, банно-прачечный комбинат. Даже собственная котельная есть.
Главные заказчики колонии - госпредприятия. В частности, в регионе идет масштабный капремонт учебных заведений, поэтому кипит работа в мебельном цехе. В топе - школьные столы, стулья, шкафы, стеллажи, офисная и мягкая мебель, специализированные изделия для интернатов и детских садов. Другим цехам тоже скучать некогда.
"Заказов хватает, без дела не сидим", - делится сварщик Валерий.
Профессию осужденный получил в ПТУ, расположенном прямо на территории колонии. И теперь мастерит мебельные каркасы, мангалы, детали. До конца срока ему остается два года, и он думает о "вольном" трудоустройстве. Говорит, что на него уже обратили внимание заказчики. Обещают взять на завод после освобождения.
Вопросы безопасности на производстве - в приоритете. Режущие, точильные и другие станки имеют цифровые замки. Доступ к оборудованию осуществляется по отпечатку пальца или сетчатки глаз. Так что никто посторонний включить станок не сможет.
Осужденные шьют медицинскую и форменную одежду. Колбасу, полуфабрикаты, пельмени, манты, вареники лица, отбывающие наказание, тоже производят сами. Есть цеха холодного и горячего копчения, пекарня.
Питание в колонии - трехразовое и сбалансированное. Но при желании можно воспользоваться услугами кафе. В меню - около 100 позиций, начиная с пирожков по цене от 37 рублей и заканчивая деликатесами.
По словам руководителей, вся пищевая продукция сертифицирована и натуральна. И преуспевают: кулинары "семерки" в этом году победили в отраслевом конкурсе "Битва поваров" и завоевали почетный кубок.
Производственная деятельность не только обеспечивает потребности исправительного учреждения, но приносит доходы. За 11 месяцев 2025 года они превысили 174 миллиона рублей, что на 15 процентов больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
- В частности 13 миллионов рублей заработал металлический цех. Еще 38 миллионов - мебельный. Участие в региональной ярмарке принесло 800 тысяч рублей, еще 900 тысяч - выставка в Рязани. Пищевая продукция также пользуется спросом за пределами колонии. Прибыль идет на закупку сырья, коммунальные расходы, а также зарплату осужденных, - поясняет Сергей Ремнев.
По словам заместителя начальника УФСИН Алексея Голикова, наличных денег у "постояльцев" колоний нет, но у каждого имеется лицевой счет, куда перечисляется зарплата. До 75 процентов от нее идет на выполнение исковых обязательств, оплату коммуналки. На руки в среднем выходит 12,5 тысячи рублей. На эти деньги заключенные могут делать покупки в кафе или магазине, расположенном на территории ИК.
Долгие годы неволи проявляют у некоторых осужденных настоящий творческий талант. В выставочной экспозиции исправительной колонии можно увидеть уникальные образцы оружия. Особо ценные выполнены из дамасской стали, инкрустированы позолотой. Впрочем, все, что здесь представлено, - это не оружие, а сувениры, каждый из которых имеет соответствующий сертификат. В витринах также можно увидеть шахматы, нарды ручной работы, декоративные панно. На воле все это имеет спрос.
После работы осужденным тоже есть чем заняться. Многие учатся, сдают ЕГЭ, ходят на занятия в профтехучилище, где можно получить профессию по 30 специальностям. Учебное заведение имеет аккредитацию, выдает удостоверения и дипломы государственного образца, которые могут пригодиться отсидевшим преступникам.
В исправительной колонии отбывают срок рецидивисты - торговцы наркотиками, воры, налетчики, убийцы, имеющие по несколько "ходок". Поэтому везде, где они находятся, установлены видеокамеры. Благодаря этому количество инцидентов снизилось на порядок.
Мои собеседники угрюмы, в общении подчеркнуто вежливы и крайне немногословны. Улыбается лишь один пожилой осужденный, подъехавший к бортику хоккейной коробки. Говорит, что рад возможности потренироваться, поиграть в хоккей, стать участником ведомственных соревнований. Благодарит руководство. Удивляюсь: надо же, почти пенсионер, а клюшку не бросает. Оказывается, хоккеисту чуть больше 40.
Спорт в колонии строгого режима уважают. Персонал сдает ГТО и другие нормы, тренируется в тире, спортивном и тренажерном залах. Осужденные тоже могут записаться на регулярные тренировки. Сами мастерят оборудование. По словам руководителей учреждения, ко всему, что делают своими руками, относятся бережно. Многим сидеть еще очень-очень долго. И состояние всего, что окружает, лицам, отбывающим длительное наказание, далеко не безразлично.
Самые популярные виды спорта - игровые, тяжелая и легкая атлетика. Рождественский забег, аналогичный городскому, тоже состоится. Помимо спорта осужденные могут записаться в вокальный кружок, библиотеку, на службу в христианском храме и мусульманской мечети.
За добросовестное отношение к труду, учебе, хорошее поведение, участие в культмассовых и спортивных мероприятиях их поощряют. Например, переводят на облегченные условия отбывания наказания, разрешают дополнительное свидание, звонок родным по таксофону, передачу от родственников.
Каждый, находящийся в колонии, имеет право на условно-досрочное освобождение. При наличии повода администрация учреждения готовит соответствующие документы, характеристики. И направляет в суд, который выносит окончательное решение.
Среди осужденных немало таких, которым после выхода из колонии некуда податься: на воле их никто не ждет. Актуальность вопроса чрезвычайно высока: 70 процентов преступлений освободившиеся граждане совершают повторно. Решить проблему призван новый закон "О пробации в РФ", который должен помочь вчерашним колонистам найти нишу на воле и вернуться к нормальной жизни.
- Мы уже начали практиковать так называемые отложенные договоры с предприятиями-партнерами, которые имеют в городе фабрики и производства. Выйдя на свободу, наши подопечные смогут туда устроиться. И это шанс начать жизнь с чистого листа, - поясняет Сергей Ремнев.