ТЮЗ: старые сказки на новый лад
В новогодние каникулы в Воронежском театре юного зрителя будут нон-стоп в связке с "елочными" представлениями показывать два музыкальных спектакля - "Терем-Терем-Теремок" для малышей и "Летучий корабль" для школьников.
Первый - современная адаптация народной сказки с актуальными мотивами и простым оформлением в виде мягких кубиков: немного фантазии, и они превращаются то в лес с пеньками, то в домик для друзей. В образах зверей появляются типичные хулиганы и сладкоголосые мошенники, с которыми детям предстоит не раз столкнуться в жизни, а из всех передряг помогает выбраться взаимовыручка и "мудрый взрослый". Инсценировку, музыку и тексты песен к постановке создал актер театра, заслуженный артист области Олег Столповский.
"Летучий корабль" - мюзикл на основе песен из советского мультфильма на стихи Юрия Энтина и музыку Максима Дунаевского, с яркими костюмами и декорациями. В платьях героев обыграны мотивы традиционных русских ситцев. Пьесу для спектакля создал Дмитрий Беляков, который тесно сотрудничает с "Театриумом на Серпуховке", чьи музыкальные блокбастеры полюбились воронежцам благодаря фестивалю "Маршак".
Знакомый сюжет дополнили злободневными деталями. Так, иностранные женихи Забавы с их карикатурной меркантильностью ("Их волнует только сделка") напомнят взрослым пропагандистские изображения западных политиков. А рукастый русский Ваня, представитель уважаемой рабочей профессии (с которой, конечно, только в сказочном государстве он сидит без гроша), даст им сто очков вперед. Ушлый царский министр здесь признается в том, что давно перевел всю казну в зарубежные банки, и заказывает "летучие корабли" с доставкой у азиатских мастеров. Колоритная Баба-Яга - почти как у Георгия Милляра, только с дредами, - вместе с сестрицами лихо ударяет физкультурой по ревматизму и остеохондрозу…
Свежие аранжировки любимых мелодий, зажигательные танцы, живое пение, немного акробатики и экспериментов с ходулями, классический тюзовский интерактив с "кричалками" для зала - постановка имеет все шансы закрепиться в репертуаре надолго.
Драмтеатр: тотальная игра
В Воронежском драмтеатре имени Кольцова идет музыкально-танцевальный спектакль для всей семьи по сказке Владимира Илюхова "Царь Горох и молодильные яблоки".
Супергероиня Аленушка и в подметки ей не годный Иван-царевич борются против Злодея Злодеича, который правит уже сто лет и никуда не собирается уходить. На его молодильные яблоки заглядывается царь Горох, которому тоже хотелось бы властвовать вечно, да вот беда - стареет не по дням, меч из рук валится, и "не сосчитать на лице складок"… В этой истории масса смешных преувеличений и гэгов, и решить ее можно было совсем упрощенно, плакатно. В конце концов, большие детские спектакли во "взрослом" театре и поселяются главным образом к новогодней декаде, а после суматошного хоровода в фойе пичкать юного зрителя чем-то серьезным и многоплановым - дело неблагодарное.
И, на первый взгляд, "Царь Горох" ложится именно в русло обаятельного примитивизма. Декорация - стена с дверями на поворотном круге. Костюмы - пижамы и детские платьица. Все - в разноцветный горошек. Взаимодействия у персонажей короткие и, как правило, с забавным концом - что-то вроде набора номеров для студенческого капустника. Однако худрук Владимир Петров решил не размениваться на безделушки, так что образы всех персонажей (из которых то и дело приходится с иронией выходить) разобраны подробно, а их комичные арии, на которых держится обаяние спектакля, построены как маленькие новеллы. Артисты не роняют планку существования в роли даже в физически сложных эпизодах с массовыми плясками (их по традиции поставил артист театра Игорь Болдышев).
"Царь Горох…" - пространство тотальной игры: с вечным сюжетом о спасении от зла через любовь, со стереотипами о традиционных ценностях, с наследием массовой культуры. Взрослые вспомнят и советские фильмы-сказки, и "Матрицу" со "Звездными войнами", и новогодние огоньки на ТВ. А дети наверняка воспроизведут после показа пару особенно хлестких куплетов. Авторы стихов и музыки к спектаклю исследовали, кажется, всю пучину российской эстрады последних 25 лет, от Филиппа Киркорова и Надежды Кадышевой до Стаса Михайлова и Шамана. Так что, скажем, абсолютно "вирусная" ария Ивана-царевича "Дайте подвиг, дайте два, пусть пойдет о мне молва" не может не вызвать в памяти "Я иду до конца, моя кровь от отца".