Да, Венесуэла самая богатая по запасам нефти страна в мире, они оцениваются в 303,6 млрд баррелей, а вот дальше следуют одни "но". Доля венесуэльской нефти на мировом рынке около 1%. К началу 2026 года в стране добывалось примерно 1,2 млн баррелей в сутки. В лучшие периоды прошлого года из этого объема на экспорт уходило 0,9 млн баррелей в сутки, но чаще уровень не превышал 0,6-0,7 млн баррелей в сутки. Причем мировой рынок почти никак не отреагировал на снижение поставок из Венесуэлы в конце прошлого года. Едва ли серьезно отреагирует и сейчас.
На горячих новостях из богатейшей по запасам нефти страны котировки, конечно, могут и приподняться, но ненадолго, и пока этого не произошло. Баррель Brent продолжает находиться на уровне чуть выше 60 долл.
Что касается нефтяных морей Венесуэлы, которые нужны США, то скорее это не моря, а болота. Венесуэльская нефть в основном тяжелая, вязкая и высокосернистая. Почти вся трудноизвлекаемая. Из 300 млрд баррелей лишь 70 млрд с оговорками о необходимости больших инвестиций в добычу и инфраструктуру рентабельно поднять из недр. А это уже меньше, к примеру, чем в нашей стране, запасы которой оцениваются в 106,2 млрд баррелей.
Пик добычи нефти в Венесуэле пришелся на 90-е годы прошлого века. Естественно, разрабатывались самые простые и дешевые для извлечения запасы. Но даже тогда производство не превышало 4 млн баррелей в сутки. Для сравнения: Россия сейчас добывает около 9,3 млн баррелей в сутки.
Тяжелая венесуэльская нефть на мировом рынке востребована в основном двумя покупателями - Китаем и США. Кстати, экспорт венесуэльской нефти в Америку продолжается и сейчас. Но объемы его незначительны - около 0,15 млн баррелей в сутки. Основную часть такой нефти США получают из Канады - до 4 млн баррелей в сутки и Мексики - чуть менее 1 млн баррелей. Причем последняя поставляет еще в США высокосернистый мазут, который используется американскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), как замену тяжелой нефти.
Дональд Трамп может сколько угодно говорить о том, что нефтяные богатства Венесуэлы послужат жителям этой страны и американцам, но для того, чтобы это произошло, нужны колоссальные вложения и время - явно большее, чем его последний президентский срок. Кроме того, при таких ценах на нефть, как сейчас, разрабатывать многие трудноизвлекаемые запасы Венесуэлы просто не рентабельно.
Показательно, что российские компании также присутствовали в Венесуэле. Их проекты тоже были перспективными, но промышленная добыча так и не была начата. Поэтому, обсуждая нападение США на Венесуэлу, в первую очередь стоит говорить о переделе сфер влияния, геополитике и военном присутствии и только потом о нефти. Она всего лишь приятный бонус для США, причем потенциальный, но никак не определяющий фактор.
Обстановка в Венесуэле после ударов США