На эти и другие вопросы отвечает военный эксперт Владислав Шурыгин.
Владислав, это второй удар "Орешником". Почему так долго ждали и почему именно сейчас?
Владислав Шурыгин: Для этого есть достаточно много причин. Во-первых, первый удар был фактически войсковым испытанием. На тот момент "Орешник" находился еще на стадии выхода из испытательного цикла и постановки на вооружение. Проще говоря, "Орешников" тогда много не было. Во-вторых, цели для этого серьезного оружия всегда должны быть очень четко определены. В-третьих, были продемонстрированы боевые возможности "Орешника", но он по-прежнему был и остается в разделе стратегического оружия. Напомню, это мобильный ракетный комплекс среднего радиуса действия, который может нести в том числе шесть ядерных боезарядов. Соответственно, в этом случае тратить его просто так на то, чтобы поразить какую-то цель, не всегда имеет смысл. Поэтому сегодняшний удар "Орешником" - это уже конкретный ответ на то, что сделала Украина, попытавшись напасть на резиденцию президента России.
Что это были за вспышки, озаряющие все небо словно молнии?
Владислав Шурыгин: Вспышки, которые мы видели, это высокотемпературные сгустки плазмы, в которую превратились боевые блоки, проходя через атмосферу. Фактически они светились примерно с температурой Солнца. Блок разогревается до 5000 градусов, температура Солнца примерно на 1000 градусов больше. Поэтому, соответственно, вот такое свечение. Эту же самую картину мы видели, когда было первое применение "Орешника".
В украинских пабликах жители Украины, которые совсем недавно радовались сожженным русским людям в Херсонской области, переживают, почему на видео не было видно взрывов. Почему?
Владислав Шурыгин: При ударе "Орешника" взрывы как таковые отсутствуют, потому что его боевые части не содержат в себе взрывчатого вещества, которое просто не долетело бы до земли, а испарилось. Боевые части оружия в данном варианте представляют собой особо прочные слитки металла, образующие очень тугоплавкий лом, который, раскаляясь, приобретает состояние плазмы и с огромной кинетической мощностью бьет по цели. Поэтому никаких привычных взрывов в этом случае там нет.
Накануне Зеленского посетило озарение, что Россия готова ударить "Орешником" по Украине. Это является следствием каких-то уникальных возможностей украинской разведки?
Владислав Шурыгин: Озарение Зеленского является не чем иным, как американским предупреждением. Согласно имеющимся договорам, о любых запусках баллистических ракет мы предупреждаем Америку заранее, так же, как и они нас. Поэтому за 48 часов мы предупредили США о том, что собираемся запускать с Капустиного Яра ракету. Естественно, в этом случае мы не обозначали, что это будет именно "Орешник". Но американцы почти всегда передают эти сведения, в том числе и Украине. Соответственно, любой из таких запусков может рассматриваться именно как вероятный запуск того же самого "Орешника". Поэтому никакого ясновидения Зеленского или инсайда украинской разведки, как это пытаются подать СМИ незалежной, здесь нет и в помине. Никакой там украинской разведки, вскрывшей подготовку к пуску "Орешника", не было и нет. Ну а траектория ракеты была видна уже через минуту после запуска. Вот и все озарение.
Российский подвижный грунтовый ракетный комплекс "Орешник"Возникает вопрос: почему именно по этому объекту - по газохранилищу? Почему в ответ на удар по резиденции президента не зеркальный ответ, не удар по Банковой или правительственным зданиям в Киеве?
Владислав Шурыгин: Газохранилище является идеальной целью для "Орешника" именно в том варианте снаряжения, какое мы увидели. Как я уже сказал, если бы были ядерные блоки, это была бы совершенно другая цель, это была бы другая война. А так газохранилище - это достаточно большой объект, куда все шесть блоков, которые на определенной высоте разделяются, могут войти очень компактно, причинив максимальное поражение, потому что такие удары прожигают почву на несколько метров и, соответственно, сила удара от этой переданной кинетической энергии такова, что в радиусе десятков метров все просто разрушается в песок. Поэтому, да, это наиболее оптимальная подобранная цель, которая важна стратегически, потому что это газовое хранилище, где хранится почти половина украинского газа. Само газохранилище от этого удара вряд ли было разрушено, а от его наземной инфраструктуры кроме пыли ничего не осталось, что позволит на определенный срок вывести его из эксплуатации.
Локация цели - у польской границы. Случайно ли она выбрана или это некий сигнал для европейцев?
Владислав Шурыгин: В этом случае удар по Львову показывает всего лишь то, что за считаные минуты "Орешник" может достичь любой цели на территории Европы. От точки, где был нанесен удар, до Варшавы "Орешник" пролетит всего за 40-50 секунд, а до Лондона - примерно за полторы минуты. То есть это очень четкий сигнал всем тем, кто там, в Европе, еще питает какие-то иллюзии по поводу успешной войны с Россией.
Против каких объектов в будущем может быть использован "Орешник"?
Владислав Шурыгин: Цели для "Орешника" могут быть любые. Например, здания правительства Украины, другие государственные, военные или промышленные объекты. Ну а в ядерном снаряжении это будет просто одна очень быстрая ракета, способная нести ядерный боезаряд, которая так же быстро закончит эту войну.