Екатеринбургский фестиваль родился в начале 2010-х, когда интерес к актуальному танцу в России находился на пике. Но последние годы больно ударили по искусству, не имеющему у нас большой институциональной поддержки. Поэтому афиша фестиваля "На грани" впечатляет: за неделю он представил 18 спектаклей со всех концов России, которые захватили чуть ли не весь город.
Стартовал фестиваль утренником - спектаклем Екатеринбургского ТЮЗа, который много лет давал прибежище местному современному танцу на своей сцене. Таким образом многие из "гастролеров" стали его партнерами, авторами его постановок, проложив дорогу современному танцу и в другие российские ТЮЗы, где он нередко удачно приживается. Вот и новенькое пластическое шоу "Муха-цокотуха", яркое и нарядное, - плод давно сложившегося союза театра с режиссером-хореографом Сергеем Землянским и его командой - композитором Павлом Акимкиным и художником Максимом Обрезковым.
Местные коллективы всегда занимают в программе "На грани" значительное место, потому что уральская ДНК, как давно признано, содержит в себе современный танец. И даже академический "Урал Балет" уже много лет делает заступы на территорию свободной пластики. Поэтому премьера его вечера "Быстрые свидания" с участием компании молодых хореографов и композиторов органично встроилась в фестивальную программу.
Одним из значимых событий "На грани" стал предпремьерный показ Детского муниципального театра балета "Щелкунчик" - он предъявил первый акт одноименного балета. Придуманный для труппы, основу которой составляют дети, спектакль хореографа Петра Базарона предстает не дежурным новогодним блюдом, но актуальным разговором на вечные темы поиска жизненных смыслов и людей, способных их разделить.
Фестиваль танца "На грани"Еще одним размышлением о детстве и корнях стала другая екатеринбургская постановка - "Улей" Анны Щеклеиной. Одна из самых востребованных сегодня отечественных хореографов, получив танцовщиков театра "Провинциальные танцы", придумала подробный, проработанный в деталях спектакль. Взаимодействуя с хрестоматийным текстом повести Максима Горького "Детство" (она положена в основу спектакля), Щеклеина, как обычно, не испугалась болевых точек - ее "Улей" по-женски смел и откровенен.
Так же смела и "Колыбельная" Ольги Цветковой, умеющей метафорично и точно размышлять о грани между жизнью и смертью. Этот спектакль она поставила с молодым театром "Будто", тоже работающим в Екатеринбурге и на фестивале дебютировавшим на сцене театре "Провинциальные танцы".
Екатеринбургский фестиваль вообще не только о танце, но и о цеховой солидарности - и театров, и людей танцующих, и зрителей, становящихся постоянными волонтерами "На грани". Учрежден он "Свердловской музкомедией", и этот театр из раза в раз превращается в центр фестивальной активности, отдавая ей свою танцевальную труппу "Эксцентрик-балет Сергея Смирнова", и две сцены, и буфеты, и закулисные пространства, и своих сотрудников. Поэтому многие компании приезжают в Екатеринбург уже не одно десятилетие, сохраняют для него свободные дни в своих графиках и монтируют сложные логистические цепочки.
Среди таких ветеранов - Камерный балет Наиля Ибрагимова "Пантера" из Казани, в этот раз показавший спектакли "Сан тугэрэге (Память круга)" и "Праздные нити, или плетение красных нитей", и омская труппа "нОга" хореографа Ольги Горобчук, блеснувшая массовым спектаклем "Приходи на меня посмотреть" и премьерным дуэтом "Жили-были" в исполнении Владислава Ювженкова и Семена Носова. Событием стало и выступление петербургской труппы "Каннон Данс" с премьерой кореянки Суджон Ким "Парадоксы".
Роль главного героя фестиваля взял на себя пермский "Балет Евгения Панфилова". 70-летие со дня рождения его основателя стало важным стимулом для перезагрузки коллектива, почти четверть века живущего под тенью Панфилова, но без его идеи и бешеной созидательности. "Восемь русских песен", один из лучших панфиловских спектаклей, вернулся уже к новому поколению зрителей, выросшему в иной эстетике и жизненной динамике. Он продемонстрировал, что постановка сценически полноправна и сейчас.
Два других фестивальных спектакля пермяков созданы недавно и по-разному показывают сегодняшнее лицо труппы. "Поэма странствий" хореографа из Северной Македонии Игора Кирова на музыку моцартовского Реквиема посвящена памяти Панфилова и предлагает очередной извод темы художника и его демонов. Виктория Арчая, избегая иллюстративности, пытается выразить драматизм самой музыки в спектакле "Шнитке: метаморфозы "Тысячелетие пути" на музыку его Concerto Grosso n1.
Образ Панфилова, одного из первопроходцев и визионера российского танца, оказался знаковым: ему была посвящена лекция арт-директора фестиваля Ларисы Барыкиной, его имя и его спектакли бесконечно всплывали в обсуждениях как точка отсчета для всего жанра в момент очередного перелома в его развитии. "На грани" - с его уральской прочностью - оказался одним из самых стойких фестивалей современного танца в России. Он не только выживает, но предлагает картину реальности, вселяющую оптимизм и в зрителей, и в участников.