Народная любовь, которую вы неожиданно приобрели в России, на мой взгляд, вызвана тем, что собой, своими словами и поступками, вы олицетворяете образ настоящего аристократа, человека, обладающего не только прекрасными манерами и ровной спиной, а также готового отдать жизнь за свою родину. На ваш взгляд, это передается по наследству или появляется в результате воспитания?
Гавриил Дорошин: В первую очередь, я думаю, это результат правильного воспитания. Заслуга моих родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек в том, что, несмотря на вынужденную оторванность от России, они сохранили и передали потомкам любовь к ней и идеалы преданного служения. Во Франции много общественных и культурных организаций, музеев, сохраняющих дух дореволюционной России.
Но и генетически, видимо, тоже что-то передается. Плюс, зная свои корни, понимая, откуда ты, легче выбрать направление, куда двигаться. Я бы сказал, что прошлое определяет будущее.
Существует теория четырех поколений, когда последнее, становясь изнеженным и не способным к созиданию, теряет накопленное предками. Как, по-вашему, стоит воспитывать детей, чтобы они не растеряли и не разменяли на сиюминутные удовольствия вечные ценности?
Гавриил Дорошин: Только личным примером, никакие высокие и правильные речи, не подкрепленные опытом, не помогут. У меня дети еще маленькие - дочери 5 лет, а сыну 2, многого они не понимают, но важные вещи уже чувствуют. Недавно моя девочка сказала, что, когда вырастет, будет военной, чтобы иметь медали, как у папы. Дети Донбасса воспитываются в особой обстановке, ведь они живут в военном ритме, когда боевые действия совсем рядом. А еще, конечно, важна основа - русская православная вера, которая учит любить и ценить ближнего.
Семью называют малой церковью, подразумевая, что, преодолев свои эгоизмы, в ней двое станут как одно. Что вы можете сказать на основе своего опыта?
Гавриил Дорошин: Настоящие счастье и любовь в семье приобретаются только как награда через большой труд, искушения и их преодоления. Какое-то невероятное количество разводов сейчас, на мой взгляд, происходит из-за того, что человеческое Я поставлено в центр мира, и его эгоистические желания определяют все: я хочу быть богатым, я хочу быть успешным, красивым, я, я, я, хочу, хочу. Эти материальные желания бесконечны и ведут в тупик, крепкую семью так не построишь. Дедушка моего кума говорит, что любовь и брак - это когда ты всего себя посвящаешь другому и жизнь готов отдать за него. А если не готов, то и семьи не будет. Плюс еще, конечно, ответственность. Без этого качества невозможно пережить трудности, которые в совместной жизни обязательно возникают. Как бы ни было сложно, нельзя бросать жену и детей, они часть тебя теперь, часть твоей жизни. А семейное тепло и любовь, которые в результате большого труда мы получим в подарок, не заменишь никакими другими удовольствиями.
В вашей родительской семье шестеро детей. Большая семья помогает правильному воспитанию?
Гавриил Дорошин: Безусловно. Большое количество детей учит их взаимодействовать друг с другом, это как небольшой социум. В такой обстановке человек рано начинает понимать, что кроме него в мире есть и другие, отличные от него, имеющие свои желания. Старшие несут ответственность за младших, помогают родителям воспитывать их. Это бесценный опыт взаимовыручки, взаимопомощи и умения выстраивать отношения.
Можно сказать, что три главных института помогают формировать личность - семья, государство и церковь.
Гавриил Дорошин: Да, это так, но я бы переставил их в другом порядке - церковь, семья и государство.
По приоритетам согласна. Вы выросли в православной семье в секулярном государстве. Как ваши родители решали это противоречие?
Гавриил Дорошин: Франция сейчас уже не просто секулярная страна, а антихристианская. Посмотрите, какие ценности там продвигают. К счастью, русская эмиграция всегда собиралась вокруг православных приходов, вокруг церкви. И моя семья не исключение. Более того, в ней много священников - мой дедушка, отец, переехав во Францию, принял постриг, бабушка была регентом в храме Архангела Михаила в Каннах. Поэтому мы росли и формировались именно в такой православной среде.
Война - это территория предельных смыслов, там человек узнает себя по-настоящему. Что нового вы открыли в себе, приехав в Донбасс?
Гавриил Дорошин: Главным открытием для меня стало то, что служение другим делает твою жизнь такой полной и насыщенной, что атрибуты материального успеха - деньги и социальный статус - уходят на второй план, теряют свою абсолютную значимость. В то время, когда мы, будучи ополченцами, а время было удивительное, грязные, без обмундирования, перемещались на маршрутках, получали столько искренней благодарности от простых людей, что сомнений не оставалось совсем: я там, где должен быть, и делаю то, что нужно. 18-летний юноша, видя бабушек, со слезами на глазах преклонивших колени перед воинами, защищающими их, был тронут этим до самой глубины.
А еще война, безусловно закаляя, как ни странно, делает человека мягче, человечнее. Ты начинаешь по-другому относиться к жизни после того, как увидел, что она может закончиться в любой миг: вот только твой товарищ был рядом, живой, а вот его уже нет. Пережив столько потерь и страданий, понимаешь, что каждая минута важна, нельзя терять время бесцельно, иначе получится, что все было зря. Хочется принести как можно больше пользы, чтобы те, кто не испытали тягот войны, жили лучше, спокойнее.
Как ваши французские друзья и знакомые отнеслись к решению воевать за Россию, ведь там очень активно работает пропаганда?
Гавриил Дорошин: Мой круг общения там включал скорее русофилов и нейтрально настроенных людей. Для моих друзей это решение было ожидаемым, так как я с 14 лет вел активную политическую жизнь. В это время во Франции был представлен закон, легализующий однополые браки. И против него проходили очень серьезные митинги, в которых я тоже участвовал. Так что необходимость воевать за русский мир мое окружение вполне понимало и одобряло.
Ваша заслуженная и растущая популярность в России несет с собой и опасные искушения для молодого человека. Порой даже опытные люди не всегда могут достойно пройти испытание медными трубами. Что дает вам силу оставаться собой, получая столько внимания и симпатии?
Гавриил Дорошин: Искушений действительно возникает много. Гордыня, пожалуй, главное из них. Не зазнаваться и не начинать превозносить себя очень помогают близкие люди: супруга, родители, духовный отец. Они аккуратно заземляют, позволяя разобраться, что правильно, а что не очень. Ну и, конечно, помогает церковь, молитвы, Христос, по образу которого мы созданы. Часто говорю себе, что я ничем не лучше других, не важнее и не особее. Это большая работа над собой, утомительная, иногда хочется просто насладиться народной любовью и вниманием. Кстати, удивительно, но у меня практически нет хейтеров. Но я понимаю, что эта любовь прежде всего призывает мою ответственность, так как необходимо всегда сверять свои слова и дела с тем образом православного патриота, который во мне видят люди. Это для меня крест и послушание. Это с одной стороны. А с другой - не стоит на таком основании строить свою жизнь - оно зыбкое, сегодня любовь есть, а завтра нет.
В одном из интервью, говоря о своей жене, с которой познакомились в Донецке, вы сказали, что во Франции таких девушек не найти. Поясните, пожалуйста, что вы имели в виду?
Гавриил Дорошин: Европейское общество все пропитано и испорчено идеями гуманизма и феминизма. Француженки не настроены на создание семьи, это очень второстепенное для них понятие, так как главное - организовать удобный быт и жить для себя. В России, слава Богу, остались, несмотря на агрессивную пропаганду индивидуализма, женщины, желающие и готовые посвятить себя семье и детям. Русская женщина по-прежнему считает главным и благородным долгом быть женой и матерью.
У вас двое малышей, на подходе третий, с чем поздравляю от души! На примере каких героев вы их воспитываете, кроме личного?
Гавриил Дорошин: Мы читаем много книжек о богатырях, да, прямо былины. Народные сказки создают для детей правильную атмосферу, формируют глубокие смыслы, которые пока им сложно понять, но легко почувствовать и принять. Там различается добро и зло, это важно. Еще читаем книги о житии святых отцов. Думаю, это правильный выбор. Так мило было, когда дочка сказала, что выйдет замуж за богатыря.
Чем вы планируете заниматься после окончания войны?
Гавриил Дорошин: Честно говоря, как получится, пока сам не знаю. Меня уже начали представлять как общественного деятеля. Я никогда к этому не стремился, все происходит само собой. Это важная часть моей жизни, но полностью себя посвятить ей не могу, так как должен сначала стать на ноги, обеспечить себя финансово, чтобы быть независимым. В общей сложности четыре с половиной года в России я был на войне, гражданской жизнью здесь не жил. Только сейчас пытаюсь ее наладить и правильно развивать. Нужно также восполнить для семьи то время, пока они были без меня. Думаю, что все устроится, и я смогу продолжать служение своему народу.
Что бы вы пожелали читателям "Российской газеты" в новом году?
Гавриил Дорошин: Я всегда желаю духовной силы. Только через нее мы можем получить настоящее счастье, а здоровье, удача и благополучие приложатся.