Согласно информации южнокорейской газеты "Хангёре Синмун", которая ссылается на высокопоставленные источники, "хорошо осведомленные об итогах визита президента РК в Китай", в ходе встречи с Си Цзиньпином 5 января Ли Чжэ Мён изложил китайской стороне пакет из четырех межкорейских и международных инициатив.
Речь, в частности, шла о строительстве высокоскоростной железной дороги по маршруту Сеул - Пхеньян - Пекин, развитии мирного туризма в районе курорта Вонсан-Кальма, расширении сотрудничества в сфере здравоохранения и медицины с КНДР, а также о возобновлении и активизации "Расширенной Тумаганской инициативы" (GTI), предусматривающей многостороннее развитие приграничных районов Северо-Восточной Азии. Также южнокорейский лидер попросил Си выступить посредником в деле налаживания межкорейского диалога и улучшения связей между Югом и Севером Кореи.
По данным издания, на следующий день после саммита, 6 января, Ли Чжэ Мён вновь представил этот же пакет инициатив в ходе встречи и рабочего обеда с премьером Госсовета КНР Ли Цянем, вновь попросив Пекин о сотрудничестве и посреднической роли.
Сам президент Республики Корея ранее подтверждал факт обращения к китайскому лидеру с просьбой о посредничестве. Так, 7 января в Шанхае, выступая на встрече с корейскими журналистами, он сообщил, что предложил Си Цзиньпину сыграть роль медиатора в решении корейской проблемы. Однако тогда детали конкретных проектов раскрыты не были.
Как отмечают источники газеты, председатель КНР положительно отреагировал на предложения южнокорейской стороны, охарактеризовав их как "хорошие идеи". Вместе с тем Си Цзиньпин указал на объективные ограничения: после провозглашения Пхеньяном концепции "двух враждебных государств" межкорейские отношения находятся в крайне тяжелом состоянии, а влияние Китая на КНДР и его возможности убеждения небезграничны. В этой связи китайский лидер подчеркнул необходимость "терпения".
В Северной Корее откроется курортный комплекс "Вонсан-Кальма"В Сеуле же считают сам факт вынесения этих инициатив на уровень высшей дипломатии важным достижением. Как отметил один из представителей южнокорейского правительства, после вступления администрации Ли Чжэ Мёна в должность подготовленные ею проекты впервые были официально выведены на международный переговорный уровень и превращены в предмет обсуждения между лидерами государств, что само по себе расценивается как заметный шаг вперед.
Вместе с тем независимые эксперты более скептически смотрят на все эти инициативы, считая, что в лучшем случае можно говорить о дальней перспективе, и все в итоге будет зависеть от желания Пхеньяна взаимодействовать с Сеулом. Дело в том, что на настоящий момент в отношении КНДР действуют как международные санкции ООН, так и односторонние ограничения Южной Кореи. Есть также и позиция США, которые пока не торопятся форсировать сближение с КНДР. Ли Чжэ Мён, несмотря на все свои громкие заявления, однозначно не будет нарушать формальные санкции, а также не пойдет поперек линии Вашингтона, потому для реализации крупных проектов, о которых идет речь, необходимо как минимум ослабить ограничения и получить зеленый сигнал от США.
Все это предполагает радикальное изменение геополитической ситуации на Корейском полуострове и в отношениях США и КНДР, чего пока не наблюдается. В этой связи понятно, что Ли зондирует почву на будущее, так как улучшение межкорейских связей нынешнее правительство РК считает одним из своих внешнеполитических приоритетов, но при сохранении крепких союзнических отношений с Соединенными Штатами.
Идея же этих четырех крупных проектов сотрудничества была ранее озвучена министром объединения РК Чон Дон Ёном, который является одним из наиболее активных сторонников сближения с Пхеньяном. В этой связи вероятнее всего, что Ли Чжэ Мён просто прощупывает почву на будущее, пока не имея в виду быструю реализацию проектов, но при этом чувствуя себя обязанным "делать хоть что-то" даже в нынешних непростых условиях межкорейского "похолодания".
Крайне важным, если не ключевым, фактором является и позиция Пхеньяна, на что косвенно и указал Си Цзиньпин в беседе с Ли. Напомним, что КНДР уже неоднократно подчеркивала, что не хочет и не будет иметь никаких отношений с Югом при любых президентах РК. Северная Корея также отказалась от идеи объединения с РК, официально считая Юг теперь "просто другим государством, к тому же еще и враждебным". Так что убедить Пхеньян откликнуться на предложения Сеула, даже если прочие условия "сойдутся", также будет непростой задачей.