Он разработал собственный бренд, представляющий собой аббревиатуру от английского ice (лед) и турецкого dondurma (мороженое). Сейчас предприниматель строит новый завод, который планирует открыть уже к летнему сезону.
Прежде чем встретиться с Эмиром, корреспонденты "РГ" протестировали десерт в одном из торговых центров в Грозном. Все-таки лучше заранее изучить предмет разговора. Миниатюрная девушка-продавец, расспросив нас о вкусовых предпочтениях (хотелось что-нибудь с кислинкой, без приторности), порекомендовала мне яблочное мороженое. А наш водитель Андрей заказал десерт со вкусом лесных ягод и дыни. Усаживаемся за столик. В руках - яркий бумажный стаканчик. Внутри - такая же яркая, поднимающая настроение сладость с легким цветочным ароматом. Сразу отмечаю: смесь имеет эластичную структуру и тает куда медленнее собрата - эскимо.
- Турецкое мороженое действительно необычно благодаря секретному ингредиенту: мы добавляем в него салеп - корни диких орхидей, перемолотые в муку, - поясняет чуть позже Эмир. - Пряность играет роль природного загустителя, и она весьма дорогая - около 15 тысяч рублей за килограмм. А в сутки мы расходуем почти 10 килограммов. При этом состав нашего продукта исключительно натуральный: молоко, сливки, сметана, сахар и фруктовые пюре. Ну и, конечно, пищевой стабилизатор (без него никуда) для поддержания срока годности. Салеп и фруктовые пюре закупаю только в Турции, иначе не получится классическое мороженое, а молочную продукцию - в Урус-Мартановском районе. А в наступившем году планирую выпустить на рынок любимый всеми пломбир, и он будет состоять только из российских ингредиентов.
Эмир бегло говорит на ломаном русском. Причем в Чечню он впервые приехал семь лет назад: на тот момент "великий и могучий" он и вовсе не знал, так что прогресс ощутим. Бизнесмен родился и вырос в Анкаре и может перечислить до пятого колена предков, переселившихся в середине XIX века с Кавказа в Турцию.
- В Турции до сих пор сохранились около 15 чеченских сел, так что родной язык знаю очень хорошо, тем более дома общались только на нем, - рассказывает Эмир. - Родители, да и бабушка с дедушкой, часто рассказывали мне о малой родине, причем расписывали ее как сказку - и горы там прекрасные, и люди тоже. Хотя никто из них никогда не бывал на Кавказе. Эти образы оказали на меня сильное впечатление и, наверное, лет в 10-12 я поставил перед собой цель - увидеть родные края.
Однажды в соцсетях ему написал парень из Чечни, который учился в университете недалеко от Анкары. Обменялись контактами, созвонились. Студент был очень удивлен тому, что в Турции живут соотечественники. Эмир пригласил его и товарищей к себе домой. Гостей встречали национальным блюдом жижиг-галнаш - с дымящимися кусками говядины, пшеничными клецками и густым бульоном. И тут же за столом ребята сказали, что вскоре собираются к семьям на зимние каникулы, и предложили Эмиру поехать с ними.
- В феврале 2018 года я приехал в Грозный по туристической визе, - продолжает Эмир Шахин Чеченоглу. - Провел здесь две недели и понял, что хочу остаться. Вернувшись, обстоятельно поговорил с родителями о своем намерении переселиться в Чечню, чтобы глубже изучить традиции, язык, узнать корни. Они согласились. В августе того же года снова приехал, через посольство оформил документы в Чеченский пединститут, стал студентом филологического факультета, поселился в общежитии. Русский язык, конечно, освоил, но практики бы побольше.
Эмир отмечает, что многие в его семье посвятили жизнь государственной службе. Сам он тоже думал продолжить сложившуюся традицию, но в глубине души все же мечтал о своем деле. Да, бизнес сопряжен с рисками, графиком без выходных и отпусков, но это ему и было интересно.
В республике в этом плане предпринимателям дают зеленый свет. Для ИП и компаний, на которых трудится не более 20 человек, в регионе действует дифференцированная налоговая ставка - от одного до шести процентов от прибыли при упрощенной системе налогообложения. И чаще применяется именно минимальная ставка. Так что в Грозном Эмир поначалу открыл два магазина турецких сладостей. Затем стал вынашивать идею производства дондурмы.
- Очень люблю наш национальный десерт, а местное мороженое меня не впечатлило. Сначала даже не понял вкус пломбира, сейчас, правда, поменял мнение, - делится предприниматель. - И так как ниша оказалась свободной, то решил для открытия производства продать магазины. Присмотрел цех в Аргуне, где сконцентрированы промышленные площадки. Сделал ремонт и закупил два фризера - в час одна машина выпускает до 300 килограммов молочной смеси. Также установил варочный котел, камеру шоковой заморозки, холодильное оборудование, линию фасовки и упаковки. Приобрел еще четыре малых фризера, которые использую для экспериментальных партий, когда хочу разработать новый рецепт.
Но перед этим Эмир прошел обучающий курс по технологии производства в Кахраманмараше. А чтобы продукт предстал на местном рынке в лучшем виде, пригласил опытного технолога из Турции. Но отладить процесс - полдела, нужно еще организовать сбыт. За помощью он обратился в Центр поддержки предпринимательства "Единство", открытый два года назад в Чечне по инициативе руководства региона. Цель некоммерческой организации - создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Благодаря административному ресурсу удалось заключить соглашения с десятками оптовых организаций, и таким образом турецкая сладость поставляется не только в магазины Чечни, но и в Ингушетию, Карачаево-Черкесию, Дагестан, Северную Осетию и Кабардино-Балкарию.
При этом обороты у предприятия скромные, говорит Эмир. В сутки цех производит до 1,5 тонны мороженого (на линии задействованы всего 15 человек), ассортимент же насчитывает 55 позиций. Но и продажи имеют свой цикл - активный сезон начинается в апреле и завершается в сентябре. На этот период он приглашает в регион профессиональных уличных продавцов дондурмы из Турции, которые превратили торговлю в захватывающее представление. Например, в минувшем августе в Грозном прошел масштабный фестиваль турецкого мороженого: на глазах изумленных зрителей умельцы разобрали целую тонну подвешенного на крюк десерта с тягучей текстурой и, шутя и поддразнивая столпившихся ребят и взрослых, раздали его в сахарных рожках бесплатно.
- Фирменное мороженое, которым горжусь, - это мараш-саде на основе козьего молока, оно очень густое и полезное. Врачи в Кахраманмараше даже могут выписать его в качестве дополнительного лекарства пациентам, жалующимся на воспаление горла, потому что оно смягчает слизистые ткани, - отмечает Эмир.
Сейчас в сотрудничестве с центром "Единство" предприниматель расширяет свой бизнес - строит рядом с цехом завод мороженого на площади 10 тысяч квадратных метров. Увеличение мощностей позволит производить сразу 30-40 тонн лакомства в день и расширить ассортимент до 80 позиций.
Кстати
Напоследок журналисты "РГ" поинтересовались у Эмира, какой совет он может дать покупателю, чтобы тот не попал впросак, купив некачественное мороженое. Особенно в жару, когда высокие температуры создают благоприятную среду для размножения патогенной флоры. Увы, но в России ежегодно фиксируют случаи отравления десертом в открытых лотках.
- Конечно, при больших объемах производства сложнее контролировать санитарно-технические условия. У нас хоть и маленький завод, но есть своя лаборатории, в которой проверяется каждая партия, а очистка и дезинфекция оборудования происходят минимум два раза в день. Также важно соблюдать строгие условия хранения. Конечно, от инцидентов никто не застрахован, но перед покупкой всегда можно провести дегустацию продукта, чтобы оценить его качество. Я, например, всегда говорю своим сотрудникам - если покупатель хочет сначала попробовать мороженое, то идите навстречу, дайте ему такую возможность, причем бесплатно.