Новая книга Людмилы Хмельницкой называется "Комиссар искусств: Марк Шагал в послереволюционном Витебске. 1918-1920". Интереснейший период и в жизни художника, и в истории, которую переживали наши предки на разломе Российской империи. В 1945 году Шагал в своей лекции "О французской живописи" признавался студентам американского колледжа Маунт-Холиук: "Революция поразила меня своим бунтарским духом, казалось, мощная волна подхватывает человека и переворачивает все его существо, пленяет воображение, проецируясь на внутренний мир художника, - он тоже претерпевает внутреннюю революцию. Двойное потрясение от этих двух революций не всегда бывает благоприятно. Годы в послереволюционной России я бы назвал годами полного самозабвения, которое охватывает вас, когда вы становитесь очевидцем чего-то совершенно нового".
Людмила Хмельницкая своей книгой отвечает на главный вопрос, кем же был Шагал в революционном Витебске. Что ему дали неполных три года в самый сложный период становления Советского государства? И высказывает вполне оправданные предположения о том, как могла бы развернуться судьба Шагала как художника, если бы он остался в родном городе. Казалось бы, этот период, когда художник-новатор в Витебске был наделен полномочиями комиссара по делам искусств, в его жизнеописании достаточно хорошо изучен. Но стоит прочитать книгу Людмилы Хмельницкой, как понимаешь, что создано немало мифов, существуют недосказанности, неясные места и допущения. А ведь эти революционные витебские годы Шагала занимают исключительное место в биографии художника. "Никогда больше в его судьбе не повторится тот необычный всплеск общественной активности, который вел по жизни 30-летнего комиссара по делам искусств и директора Витебского народного художественного училища…" - свидетельствует Людмила Хмельницкая, опираясь на множество архивных документов и память современников.
На страницах историко-документального повествования мы встретим Казимира Малевича, Мстислава Добужинского, Ивана Пуни, Юрия Пэна, Александра Ромма и других великих, знаменитых художников, искусствоведов, входивших в витебское окружение Марка Шагала. Богато иллюстрированная книга помогает совершить уникальное путешествие во времени и пространстве, по-новому открывает перед читателем и самого комиссара искусств, и его витебские адреса.
Книга отвечает на вопрос, кем был Шагал в революционном Витебске.