"Торгово-экономическую блокаду Кубы Соединенные Штаты осуществляют более 65 лет, иногда ужесточая, иногда ослабляя свою хватку. Однако столь интенсивный и враждебный характер она приобрела лишь с приходом к власти в США Дональда Трампа, особенно во вторую администрацию", - рассказал эксперт.
Он подчеркнул, что в этот раз Трамп привел в Белый дом людей, последовательно выступающих за ужесточение антикубинской политики. Поэтому сегодня речь идет о новом этапе развития враждебности по отношению к Гаване, которая естественным образом при Трампе дошла до своего апогея.
И здесь, по мнению политолога, самым важным является то, хватит ли кубинцам ресурсов для противостояния этому давлению. Упорства и мужества народу Острова свободы не занимать, однако подсчитать имеющийся у него ресурс прочности крайне затруднительно.
Энергетическая инфраструктура сегодня на Кубе сталкивается с системными проблемами. Поставки тяжелой нефти из Венесуэлы, на которой работают кубинские электростанции, стремительно снижаются уже много лет. Как отметил эксперт, за последние два года Каракас уступил Мехико первое место среди главных поставщиков углеводородов.
"Теперь его доля в поставках составляет немногим более 30 процентов. Это исторический минимум. Плюс Трамп давит на Мексику, чтобы та не могла предложить альтернативу. Ситуация крайне тревожная", - предупредил Кодзоев.
Даже то обстоятельство, что в последние годы кубинцы стали активно устанавливать солнечные панели для выработки электричества, возобновляемые источники энергии не могут восполнить потерю от снижения нефтяных поставок.
"Последствия усиления блокады остаются непредсказуемыми. Кубинский режим, конечно, прочнее венесуэльского. Однако обманываться не нужно - угроза действительно реальна", - подчеркнул эксперт.
По его мнению, тотальная блокада Кубы привела бы к существенным изменениям в самой системе международных отношений. Это стало бы серьезным вызовом и создало такое напряжение, которое могло бы грозить большими потрясениями для региона.
"Однако на каком-то этапе в ходе интенсификации конфликта ситуация может выйти из-под контроля. И тогда Трамп может предпочесть идти вперед до конца. Это привело бы к очень печальным последствиям, возможно даже для самих Соединенных Штатов", - уверен Кодзоев.
При этом, как подчеркнул политолог, уже сегодня Гавана ищет партнеров, готовых помочь ей в складывающейся ситуации, как в латиноамериканском регионе, так и за его пределами. Он уверен, что попытки прорвать блокаду будут предприниматься, несмотря ни на что. Но их системность и возможный масштаб остаются под вопросом.
"Ближайшие соседи Кубы могут чрезмерно опасаться враждебных мер со стороны северного соседа, а помощь со стороны внерегиональных партнеров может быть затруднена большими расстояниями и другими факторами", - считает Кодзоев.