Франции противостоит коалиция из 11 стран Прибалтики, Скандинавии, Восточной Европы, а также примкнувшие к ним Нидерланды. Они указывают на то, что промышленность ЕС не производит всего того, что нужно ВСУ, и без "заграничных" закупок не обойтись. Однако французское правительство это, похоже, не очень интересует. "Париж утверждает, что любые средства, выделенные Украине, должны быть использованы для развития собственной оборонной промышленности ЕС, а не удовлетворения оборонных потребностей Киева", - отмечает The Telegraph.
В начале января Еврокомиссия, явно не без французского влияния, установила ключевым условием выделения кредита Киеву то, что закупаться оружие (а на это планируется потратить 60 из 90 миллиардов евро) должно в первую очередь у украинских производителей и производителей стран ЕС. Британия, Канада, Норвегия и некоторые другие страны стоят в этой очереди третьими, а США - четвертыми. И обращаться к ним предполагается только в случае, если будет доказано, что предприятия Украины и ЕС не способны выполнить заказ. "Возможно, иногда удастся приобрести оружие и за рубежом", - сказала тогда глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, но без особой уверенности.
В Киеве, как сообщает The Telegraph, необходимого ВСУ "зарубежного" оружия насчитали на 24 миллиарда евро. Однако сомнительно, что Франция позволит этим деньгам утечь за пределы ЕС. Тем более что у нее есть уже вполне конкретные виды на выделенные Евросоюзом средства: в конце прошлого года Владимир Зеленский пообещал купить крупную партию французских истребителей Dassault Rafale, и понятно, что не на собственные украинские деньги. У Парижа, несомненно, найдутся для Киева и другие военные товары.
Германия пока заняла в этом споре осторожную позицию. Она не против закупок в Британии, где, к слову сказать, работают заводы немецких оружейных концернов, но, в принципе, не настаивает. Вкладывающий миллиарды в свою оборонную промышленность Берлин так же, как и Париж, заинтересован в том, чтобы выделяемые Евросоюзом (а значит, и самой Германией) деньги попадали в итоге в нужные руки, то есть оседали на счетах немецких компаний.
Канцлер Фридрих Мерц еще осенью прошлого года, когда в ЕС обсуждалась возможность использования для помощи Украине замороженных российских активов, настаивал на том, чтобы все средства в полном объеме пошли на закупку оружия. Мерц тогда не скрывал, что помощь таким образом получит не только Украина, но и европейская оборонная промышленность. И вполне вероятно, что для канцлера главный приоритет - это помощь своей промышленности, а не Украине.