Идея постановки зрела у главного балетмейстера труппы Ивана Кузнецова давно. На старте карьеры он танцевал в труппе Венской оперы и, вероятно, оценил очарование "Феи кукол" - единственного балета, подаренного миру столицей вальсов. Но на пути к воплощению замысел менял очертания.
Хореограф отказался и от партитуры Йозефа Байера, и от сюжета о лавке кукол, которые по ночам оживают, и от формы феерии, господствовавшей в балете рубежа XIX - XX веков, и от декларативно-дивертисментного характера спектакля.
Специально для Ростовского балета заказана новая партитура местному специалисту Игорю Левину. Спектакль вырос до двухактного с новым сюжетом и либретто. В нем соединились реальность и фантастика, уют XIX века и темпы XXI, ожившие игрушки и живые офицеры.
Во многом эта "Фея кукол" оглядывается на "Коппею", два года назад ставшую прорывом для труппы. Как и там, команду с Кузнецовым составили сценограф Дарья Саморокова и художник по костюмам Наталья Земалиндинова. Вместе они вернулись в мир, замерший на грани реальности и грезы. Он упоенно вальсирует, и лучшие минуты спектакля - танцы Офицеров, где для каждого находится соло, и Кукол с зонтиками.
Новая "Фея кукол" с ее нравоучительной идеей вреда гаджетов буксует между добром и злом, нарушая идею классического детского балета: мысль должна быть одна, но выражена пламенно.
Заглавная героиня, Фея кукол, уже не в центре сюжета. Внимание - на девочке Ди, которая ради смартфона забывает о любимой игрушке. Его и подкидывает ей Фея кукол, предстающая то героиней-вамп, то прекрасной волшебницей. Так же морщит и вся конструкция балета: первый акт оказывается преимущественно игровым, второй - танцевальным.
Но - и это, пожалуй, главная проблема "Феи кукол" - музыка, старомодностью отсылающая к шарманке, ставит подножку танцу. Ни у Феи кукол, ни у девочки Ди нет такой музыкальной темы, под которую можно головокружительно танцевать (а ставить такие номера Кузнецов умеет), заставляя забыть обо всех неровностях сюжета. Поэтому в памяти, отодвигая обеих балерин, застревают в первую очередь плюшевые Мишка и Зайка - существа обаятельные, но превращающие семейный балет в детский утренник.