В Сети опубликовано письмо к министру культуры РФ Ольге Любимовой с просьбой пересмотреть назначение. Письмо никем не подписано. Кто его опубликовал и, главное, кто его написал, неизвестно. Его распространили в соцсетях. Главный аргумент - выбор предложенной министерством культуры кандидатуры нарушает традиции преемственности, существовавшие в Школе-студии на протяжении всей ее истории. Авторы даже ссылаются на "Этику" отца-основателя МХАТа Константина Станиславского. "Преемником может стать именно тот, кто был воспитан учителями-мхатовцами в стенах Школы и всеми корнями имеет прямое отношение к Школе-студии МХАТ, - говорится в письме. - Ефремов, Табаков, Смелянский, Золотовицкий - все были корневыми мхатовцами. Именно они создавали особенное духовное пространство Школы-студии, которое до сих пор является для каждого из нас нашим Домом единой мхатовской семьи".
Позвольте, Табаков и Ефремов руководили МХАТом, а не Школой-студией. А Константин Богомолов, безусловно, один из самых ярких режиссеров страны. Да, он человек с филологическим образованием. Но в этом не только его формальная слабость, но и огромный плюс человека, который принесет не только святцы в храм, но, возможно, и новое дыхание театральной школе. К тому же он учился у Андрея Гончарова в ГИТИСе. И Богомолов - один из тех немногих творцов, который может сказать свое слово.
Кому надо атаковать приказ министра культуры, "самого своего" в театральной среде со своей великой театральной династией? Так и хочется найти ответ на вопрос: кто инициировал эти страсти, кто готов их публично отстаивать? Возможно, интрига в том, что кому-то нужен "свой" ректор.
Пожалуйте. Регламент выбора руководителей высших образовательных учреждений дает такую возможность для коллектива. Ректора по уставу Школы-студии не назначают, а выбирает общее собрание научно-педагогических работников, куда входят в том числе члены ученого совета.
Богомолов, один из самых думающих сегодня режиссеров, буквально вывел Театр на Бронной из забвения. Здание без потерь для репутации отремонтировали, открыли в нем мемориально-образовательное пространство "Проект Худсовет", на премьеры не попасть, а на первые показы новых названий приходит весь светский бомонд Москвы.
Противники назначения парируют, что Богомолов - человек не из Школы-студии. А его предшественники были корнями и традициями оттуда. Но во МХАТ Константина Юрьевича пригласил именно Олег Табаков. С 2012 по 2018 год Богомолов был помощником художественного руководителя МХТ им. Чехова. На сцене МХТ им. Чехова со зрительским и кассовым успехом шли его "Юбилей ювелира" (спектакль-хит, поставленный на Олега Табакова и Наталью Тенякову к 80-летию всеми любимого Олега Павловича), "Идеальный муж" (четырехчасовая сатира на светские нравы), "Новая оптимистическая" (парадоксально рифмующаяся с сегодняшним днем история о театральном коллективе, выбирающем нового главного режиссера после кончины предыдущего). Последний спектакль еще сохраняется в репертуаре МХТ, а с "Идеальным мужем" прощались всей Москвой, его же триумфально вернул в афишу худрук театра Константин Хабенский.
И, между прочим, не все ректоры Школы-студии МХАТ оканчивали это учебное заведение. К примеру, Вениамин Радомысленский руководил Школой-студией 35 лет. Он - выпускник литфака Московского университета. Анатолий Смелянский был во главе Школы-студии 13 лет, но Школу-студию он тоже не оканчивал. Так что из неполных 83 лет 51 год Школой-студией МХАТ успешно руководили не выпускники студии.
Противники назначения не устают повторять, что Богомолов - один из главных режиссеров-хулиганов на современной сцене. Да, Богомолов хулиганит, но всегда талантливо.
И с преподаванием Константин Юрьевич также знаком - он преподает в Московской школе нового кино и заканчивает вести курс магистерской двухлетней программы в ГИТИСе. Кажется, что все аргументы противников кончились. Занавес.