Российская национальная литературная премия "Главкнига" учреждена в 2023 году и считается как бы преемницей почившего в бозе "Национального бестселлера" - одной из самых ярких и обсуждаемых литературных премий России, девизом которой было "Проснуться знаменитым". Трудно сказать, насколько отцы-основатели "Нацбеста", среди которых главной фигурой являлся критик и переводчик Виктор Топоров, придерживались собственного девиза, но нельзя оспорить тот факт, что конец "Нацбеста", просуществовавшего 20 лет (2001-2021), был серьезной потерей для литературного процесса.
К тому же в последние годы своего существования "Нацбест" стал выполнять функцию еще и литературной критики, которая к тому времени уже была скорее мертва, чем жива. На каждое из произведений длинного списка члены экспертного совета писали полновесные рецензии, которые выкладывались на сайте премии и читать которые было порой куда интереснее, чем произведения самих номинантов.
Не буду обсуждать бесполезный вопрос, насколько "Главкнигу" можно считать законным преемником "Нацбеста". Дважды в одну реку не входят. Но над названием "Главкнига" посмеиваются точно так же, как в свое время хохотали над "Нацбестом". Что за название такое! Если бестселлер, то почему именно национальный? И как можно объявлять бестселлером произведение автора, который только должен проснуться знаменитым? Но Виктор Топоров действовал как ледокол, пробивая лед мнений с присущим ему упорством, и в результате сделал свою премию одной из самых живых премий страны.
"Главкнига" еще молода, и ее название, аукающееся с "главкомом" и "главбухом", тоже служит предметом насмешек. И вручается она пока куда скромнее, чем "Нацбест", не в ресторанах и роскошных гостиницах, а в Литературном институте или, как в этом году, в Малом зале Центрального дома литераторов. Но за три года существования эта премия, принципиально не берущая денег из государственного бюджета, уже наградила одним миллионом рублей трех весьма ярких дебютантов.
Первым лауреатом "Главкниги" стала ярославская писательница Ксения Полозова за роман "Водолаз Коновалов и его космос". Бестселлером роман не стал, а выбор жюри опять-таки стал поводом для зубоскальства в соцсетях. Учредителем премии было издательство "Городец", а большинство книг, включая книгу Полозовой, по странному стечению обстоятельств оказались вышедшими именно в "Городце". Да и фамилия Коновалов, совпадающая с фамилией одного из физических учредителей и председателя оргкомитета премии Вячеслава Коновалова, тоже давала повод поерничать. Но что было правильно: премию получила дебютантка в литературе и совсем не столичного разлива.
Таким образом был задан тон, который сохраняется и поныне. Вторым лауреатом, объявленным в прошлом году, стал екатеринбуржец Даниил Туленков, тоже - дебютант в литературе. Писатель с очень непростой судьбой. Предприниматель, осужденный за мошенничество на восемь лет, ушедший воевать на СВО и написавший сборник очерков под названием "Шторм Z. У вас нет других нас". Книга вышла в издательстве "Яуза", которая сегодня является лидером по выпуску прозы о войне на Украине вместе с особым подразделением в издательстве "АСТ", которое называется "КПД" ("коэффициент полезного действия" и первые буквы фамилий отцов-основателей - Колобродова, Прилепина и Демидова). "Шторм Z", на мой взгляд, стала прорывом в серии очерковых книг о СВО. Написанная аскетичным, но очень емком стилем, без соплей и без бравады, она переносит нас в реалии этой войны, которой нет аналогов истории, со всей беспощадностью. Автор не героизирует ее участников, а пишет о войне изнутри, как - да - тоже особой форме жизни.
В этом году в списке финалистов премии забавным образом преобладала "птичья" тема. Среди финальных произведений оказались романы "Сорока на виселице" Эдуарда Веркина, уже ставшего лауреатом премии "Большая книга", и "Совиная тропа" известного петербургского прозаика и издателя Павла Крусанова. А победителем по решению жюри, состоявшего из пяти человек (Сергей Лукьяненко, Анна Носова, Юрий Поляков, Даниил Туленков и ваш покорный слуга), стал дебютант и с книгой очерков о СВО "Линия соприкосновения" - Евгений Журавли.
Можно, конечно, сказать, что премия повторяется и тема СВО начинает в ней явно доминировать. Но выскажу свое мнение, даже не как член жюри, а просто как читатель. В финале было пять книг абсолютно разных по жанрам. Фантастика ("Сорока на виселице"), историческая проза ("Тума" Захара Прилепина), филологический роман ("Колокольчики Достоевского" Сергея Носова), городская психологическая проза ("Совиная тропа") и записки военкора и волонтера из Калининграда Евгения Журавли о том, о чем все мы ежедневно читаем новости в СМИ, но мало что об этом знаем по-настоящему.
Книга Евгения Журавли, кроме того, что это знание нам дает, просто замечательно написана.
Это живая и очень сердечная проза о тех людях, которые не просто оказались неравнодушными к этим событиям, но отправились на помощь тем, кто сегодня нуждается в этой помощи больше, чем кто-либо.
"Летом 2022 года я отправился на Донбасс с тяжелым сердцем. Просто взял билет в один конец и поехал. Никуда и ни к кому. Позитивных ожиданий не было, скорее, напротив. Но оставаться было невозможно".
Это начало книги задает ей весь ее тон - честный и сердечный.
А это и есть первый признак большой русской литературы.