Происходит все это в паре километров от Смоленска, в поселке Тихвинка, с работниками филиала областного госучреждения "Смоленскавтодор". Оно занимается благоустройством улиц и вывозом снега. А вот об элементарных бытовых благах для своих работников не позаботилось. О проблемах с инженерными сетями руководству докладывали задолго до начала отопительного сезона. Но попытки ремонта провалились. Коммунальщики пригласили членов профсоюза и "Народного фронта". История получила большой резонанс. На предприятии заявили, что починят системы. Но пока лютый холод все еще стоит в раздевалках и комнате отдыха водителей, где они остаются на ночные дежурства. На окне заледенела вода в бутылке. В кабинетах спасаются обогревателями, принесенными из дома. И все равно сидят одетыми. В ремонтных боксах нет и таких удобств, тепловые пушки неисправны. Если бы калориферы включали везде, где трудятся люди, старая проводка могла бы не выдержать. Вымыть руки негде - в раковинах лед. Воду для питья покупает профсоюз. Во дворе вокруг тракторов и погрузчиков - желтые потеки на снегу. Кто успевает - бегает в туалет на автозаправку. Это факт.
Однако в пресс-службе правительства Смоленской области в ответе на официальный запрос "РГ" заверили: "На территории филиала в административном здании для всех работников функционирует туалет с постоянным подвозом технической воды и чистящих средств". О какой из кабинок шла речь, люди так и не поняли. "Одна на висячем замке, другая - с надписью "Не работает!", - рассказали они. В экстренном случае воспользоваться туалетом можно, но этим не "злоупотребляют": содержимое труб смерзлось, запах непередаваемый.
"В декабре подача воды прекратилась, и старый угольный котел отключили, - рассказал начальник управления по специализированной уборке города филиала "Смоленскавтодора" в Смоленске Рафаэль Алиев. - Руководство об этом прекрасно знало - составлялся акт аварийности. Но не последовало ни ремонта, ни временных решений для отопления ремонтной зоны. Теперь ситуация очень сложная, скорее всего, быстро выйти из нее не удастся. Ведь если подать в трубы холодную воду без тепла, она замерзнет. А чтобы дать тепло, нужна вода в системе". Рафаэль Алиев - один из немногих, кто решился дать комментарии под видеозапись и провести экскурсию по территории для общественников.
Почему же, работая в таких нечеловеческих условиях, люди молчат и терпят?
"Простым рабочим в учреждении гарантирована оплата в размере МРОТ. Прочие надбавки и премии - на усмотрение начальства, - объяснил глава профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Смоленской области Виталий Кулешов. - В результате все зависит от лояльности. А профсоюзная активность прямо приводит к падению дохода. Естественно, люди боятся открыто заявлять свои требования".
Как рассказал Виталий Кулешов, в городе пытаются наладить цифровой контроль над расчисткой дорог. И с сожалением добавил: "Но если рабочие, которые этим заняты, не могут нормально сходить в туалет и помыть руки, никакой софт не поможет. Кто будет убирать город при таком "уважении" к человеку труда?" Профлидеры с прошлой весны писали руководству предприятия, указывая на аварийное состояние сетей и возможные риски. В мае водители филиала объявили забастовку, но вскоре свернули ее под давлением начальства. О неисправностях напоминали в июне, когда подготовка к отопительному сезону только начиналась. В декабре пришлось констатировать, что воз и ныне там.
Да, в прошлом году провели капремонт котельной и теплотрассы, заменили оконные блоки и стекла в мастерских и административном корпусе. Но без воды все это не работает. Восстановительные работы на сетях водоснабжения планировали начать не позднее 23 января. У нас есть видео, снятое в этот день. Новыми в котельной выглядят кровля, окна и дверь, внутри - строительные леса, один из насосов и другие элементы отопительной системы треснули от холода.
Но подвижки после публикаций, в том числе в "РГ", все-таки начались. На территорию завезли уголь, в понедельник на площадке побывали представители компании, привлеченной к ремонту. Леса из котельной убрали, изучают варианты замены насоса на скважине. Сколько времени займет ремонт - неизвестно: системы старые, после их запуска может произойти порыв. А люди работают здесь и сейчас, и перевести их некуда: рембаза у предприятия в Смоленске одна. Морозы и снегопады не стихают.
Николай Яров, председатель Смоленской ассоциации дорожников, член регионального штаба "Народного фронта":
"Прокуратура внесла в адрес "Смоленскавтодора" и управляющих организаций более 140 представлений по фактам нарушений при уборке улиц и тротуаров в Смоленске. Но как можно требовать отдачи от рабочих, которым не обеспечены нормальные условия труда? Кстати, похожая ситуация с отоплением ремонтной зоны сложилась в филиале Краснинского района. Мы направили обращения в СК, прокуратуру, МЧС и трудовую инспекцию, будем добиваться, чтобы простых тружеников услышали. Увы, на общественный контроль в этом учреждении реагируют неадекватно: со слов охранников, им запретили пропускать меня на территорию предприятия".