Но трактор-спасатель - отдельная история, о которой помнят немногие. Одна из ярких страниц его биографии - зимняя экспедиция тракторов в Якутск, предпринятая спустя всего три года после запуска производства в Челябинске. Подготовка к беспримерному броску для доставки грузов с кораблей, замерзших во льду реки Лены, началась 90 лет назад.
Машина на постаменте
Не так давно перед административным зданием ГУП "ЖКХ Республики Саха (Якутия)" на постамент водрузили С-60 ("Сталинец-60") с табличкой: "Сей трактор ЧТЗ (Челябинского тракторного завода) установлен в честь участников "Снежного похода" по перевозке стратегических грузов Якутской АССР. Единственный сохранившийся в республике трактор С-60 привезен с острова Еловский Олекминского улуса. В 50-е годы XX века на нем работал Петр Иннокентьевич Суханов". По словам выступившего на церемонии гендиректора предприятия Виктора Омукова, благодаря легендарной советской технике в Якутию доставили продукты и горючее, сотни людей были спасены от голода и холода. Все сообщения и фото, связанные с этим событием, якутские коллеги передали в музей челябинского предприятия, где уже хранились артефакты о марафонском рывке уральских машин.
Гусеничный трактор С-60 выпускали в Челябинске с июня 1933 года. "Сталинцы" мощностью 60 лошадиных сил использовались по всей стране как пахотные тракторы и тягачи, бульдозеры и трубоукладчики. Но события 1936 года заставили говорить о них весь мир, констатировали краеведы.
Кругом минус 50
29 декабря 1935 года газета "Правда" сообщила, что во льдах Лены замерз караван судов, прошедших по Северному морскому пути 10 тысяч километров. Пароходы "Пятилетка", "Партизан", "Чилинкин" вели восемь барж с грузом для трудящихся Якутии. Но у устья в районе местечка Тури корабли сковало льдами.
В первых числах января на Южный Урал пришла телеграмма: "Сверхсрочно. Правительственная. Севморпуть организует экспедицию спасения и вывоза грузов тракторами "Сталинец". Нуждаемся в технической помощи завода. Путь в очень тяжелых условиях. 2000 километров. Молнируйте решение".
Задача не просто сложная, а почти невыполнимая. Тракторный маршрут в Якутии прокладывали впервые. Машинам предстояло стартовать от станции Большой Невер Уссурийской железной дороги и оттуда, с юга, пойти на север по горам через становой хребет к Лене. Попутно доставить на золотые прииски Алдана обсадные трубы, слитки легированного металла и трансформаторы весом по 11 тонн, а кроме того - взять металл для ремонта судов, чтобы успеть к навигации. От прииска "Незаметного" начинался самый тяжелый участок - 600 километров по нехоженой тайге, где обитали лишь дикие звери. К тому же стояли морозы ниже 50 градусов.
Комсомольцы-добровольцы
Когда в Челябинске стало известно о наборе добровольцев, сразу поступило более 200 заявлений. Но отобрали самых сильных и здоровых ребят: двух механиков, Ивана Складчикова и Ивана Дудко, а также инженера и начальника заводской группы качества тракторов Василия Козлова. Несмотря на молодость, они имели репутацию компетентных специалистов, на которых лежала большая ответственность - следить за "поведением" машин в условиях Крайнего Севера.
Снаряжали группу основательно. Полярная спецодежда состояла из обычного белья, поверх которого надевали шерстяное, стеганых ватных брюк и куртки. Полагалась и оленья доха, изнутри подбитая стриженым барашком. Всем выдали меховые чулки, чтобы натянуть их ворсом внутрь на шерстяные носки, и валенки.
А как уберечь механизмы от поломок в лютую стужу? Василий Козлов подобрал смазку, не замерзающую при минус 50-60 градусах. В радиаторы вместо воды залили керосин, а на гусеницах для лучшего сцепления с почвой закрепили специальные шипы.
Организация заняла около месяца, после чего трактора отправились в путь. "12 февраля двигались при буране. Дороги не видно. Впереди идут разведчики и указывают колею. Слой выпавшего снега пока 15 сантиметров. Подбираем и буксируем машины с размороженными радиаторами. Но трактора, заправленные керосином, не боятся холода. В ближайшем поселке остановимся на сутки, дадим отдых людям, осмотрим и отремонтируем машины. Некоторые трактористы и механики не хотят уходить с тракторов. Самарина, Вобликова, Дудко, Складчикова насильно укладывают спать. Складчиков и Дудко без напряжения проводят трактор на третьей скорости там, где другие с трудом идут на второй. Быстро исправляет дефекты Козлов. Чуть остановка - он уже у трактора. Помощь завода невозможно оценить", - телеграфировал с трассы в Челябинск начальник экспедиции Абрамов.
Встреча в городе
Третьего марта после 16 дней экстремального путешествия машины вошли в Якутск. Все тракторы были исправны, люди здоровы, груз цел. Гусеничную технику в этих краях видели впервые, и за ней длинными вереницами шли и ехали на оленях якуты. После короткого отдыха колонна вышла на Турий Взвоз к замерзшим судам, а 16 марта в 12 часов ночи вернулась обратно в Якутск с 116 тоннами муки, сахара, промтоваров, горючего, оборудования для электростанции. На этом миссия завершилась. "Сталинцы" передали Севморпути. В акте приемки значилось: пройдя две тысячи километров, они находятся в хорошем состоянии, годны к дальнейшей работе без ремонта.
В Челябинске о беспрецедентном рейде напоминает еще один памятник трудяге С-60 - он стоит на площади перед предприятием, выпускающим дорожно-строительные машины. А еще берегут память о прошлом музейщики, сравнивающие снежный поход с чкаловскими перелетами, когда на прочность проверялись не только механизмы, но и управляющие ими люди, работавшие на пределе сил и открывавшие новые горизонты возможностей и в производстве, и в эксплуатации отечественной техники.