Шлагбаум на въезде
Масштабный кризис в отрасли, как утверждают сегодня в кыргызском экспертном сообществе, зрел долго. Однако на его симптомы не обращали внимания, удовлетворяясь позитивной статистикой. Согласно официальным оценкам, производство одежды и других швейных изделий в Кыргызстане все еще переживает бурное и завидное развитие. Так в январе-ноябре 2025 года предприятия сферы произвели продукцию на сумму 18,7 миллиарда сомов, что превышает показатель аналогичного периода 2024-го на 3,4 миллиарда. Рост - 15,8 процентов. Вот только, как оказалось, официальная статистика не учитывает главного. Товар недостаточно произвести. Его еще необходимо выгодно продать.
Кризис успешно "не замечали", пока в действие не вступил катализатор. Им послужили ограничения, с которыми местные швейные производства столкнулись при выходе на традиционный рынок. Россия, в которой за долгие годы сформировался устойчивый спрос на продукцию легпрома республики, усилила контрольные процедуры на границе в рамках ЕАЭС. Официальные источники объяснили это необходимостью борьбы с так называемым "черным импортом" из ряда стран. К чему, как вдруг выяснилось, кыргызская сторона, в должной мере не подготовилась.
Под дополнительные проверки уполномоченных органов попали товары, как следующие в Россию напрямую, так и реализуемые через маркетплейсы, ставшие для местных производителей популярной торговой платформой. Оказалось, что ряд грузов пытались провести через границу без необходимой маркировки в рамках существующих регламентов. На другие отсутствовала полная документация. Параллельно возникла путаница с налогообложением и сертификацией. В итоге часть продукции застряла на границе с Россией всерьез и надолго, хотя чиновники в КР утверждали, что ситуация под контролем и вскоре будет разрешена. Увы, пока их оптимистичный настрой не оправдался.
В профильных ведомствах республики отчитались о проведении переговоров с Россией на разных уровнях. Одновременно уже непосредственно в Кыргызстане провели несколько семинаров для участников швейного бизнеса, где разъясняли правила экспорта. Ситуация тем временем продолжила ухудшаться.
Мигранты, демпинг, тень
Срыв поставок привел к тому, что часть местных производителей оказалась на грани разорения. По данным отраслевых организаций, за последние несколько месяцев в Кыргызстане закрылось более 3000 малых предприятий, связанных с выпуском швейной продукции. В парламенте, озаботившемся ситуацией, утверждают, что тысячи людей, трудившихся в этой сфере, уже лишились работы. Точной цифры, впрочем, нет, поскольку часть предприятий отрасли действовала в... тени. Это позволяло им скрывать налоги и привлекать на работу иностранцев, значительная часть которых трудится нелегально. Речь идет о гражданах Бангладеша, Пакистана и Узбекистана, соглашающихся на более низкую зарплату.
- Около 72 процентов цехов в нашей сфере сегодня использует нелегальную рабочую силу или иностранных сотрудников, - утверждает глава Ассоциации предприятий текстильной и легкой промышленности "Текстильлегпром" Асель Атабекова. - Это привело к демпингу и сопутствующим проблемам. Практически все занялись тем, что переманивают конкретных иностранных работников, прошедших обучение на других предприятиях. Честные предприниматели становятся неконкурентоспособными. И все это, в конечном итоге, также ведет к росту теневого сектора.
Асель Атабекова и ее коллеги предлагают ужесточить ответственность предпринимателей за использование труда нелегалов. Она полагает, что Кыргызстан в этом случае мог бы воспользоваться опытом России, где за подобное деяние предусмотрены не только крупные штрафы, но и иные жесткие меры.
- В Российской Федерации для юридических лиц установлены штрафы до миллиона рублей за каждого незаконно привлеченного сотрудника, а дополнительно принимается такая мера, как административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток, - подчеркивает Атабекова. - У нас же - штраф в размере 65 тысяч сомов. Для владельца швейного предприятия заплатить эту сумму просто пара пустяков. А потом он продолжает нарушать закон.
Решать проблемы сообща
В минэкономики Кыргызстана знакомы с этой проблемой. По словам главы ведомства Бакыта Сыдыкова, официальная статистика не учитывает всех работников, занятых в швейном производстве.
- На начало прошлого года в отрасли были зарегистрированы 36,6 тысячи работников, - подчеркивает министр. - С учетом смежных секторов, включая сотрудников в сфере логистики, самих предпринимателей, количество официально занятых достигает 150 тысяч человек. Однако фактически цифра может быть больше.
С учетом значимости швейного сектора для экономики правительство, как заявил Бакыт Сыдыков, запускает программу по льготному финансированию среднего и малого предпринимательства. "Соответствующий документ был принят 14 января, - сообщил глава минэкономики. - Общий кредитный портфель составит около трех миллиардов сомов. 300 миллионов из них планируется направить на субсидирование. Предприниматели смогут получать льготные кредиты под шесть процентов годовых сроком на 60 месяцев.
Представители отрасли смотрят на это с некоторой надеждой. "Ни сами щвейники, ни власти не были готовы к ситуации, которая сложилась с осени прошлого года, - сетует директор ассоциации "Легпром" Азамат Керимбек уулу. - В данный момент нам, предпринимателям, необходимо тесно сотрудничать с государством и совместно решать возникшие проблемы. Но и госорганам нужно обращать на нас больше внимания. Нам нужен отдельный отдел в министерстве экономики, чтобы он занимался вопросами швейной отрасли и чтобы мы давали всю информацию туда. Текстильная промышленность по экспорту стоит на третьем месте после золотодобывающего предприятия "Кумтор" и сельского хозяйства. В Узбекистане есть даже отдельное министерство легкой и текстильной промышленности".
Нет пуговиц и игл
Впрочем, решат ли проблемы швейников льготные кредиты - большой вопрос. Отрасль, по словам ее представителей, нуждается в комплексной и системной поддержке, которая упирается не только в предоставление займов на развитие. Тем более, что в целом легкая промышленность Кыргызстана представлена малыми и средними предприятиями, сосредоточенными преимущественно в самых густо населенных районах страны - Чуйской области, а также в городах Бишкек и Ош.
- Швейный бизнес в нашей стране был создан без значительного участия чиновников, - подчеркнула председатель центрального комитета профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и других форм предпринимательства КР Элизавета Алымбаева. - Фактически отрасль развивалась благодаря усилиям и самих граждан. Государство активно поддерживает агропромышленный комплекс, однако в отношении швейного производства, которое имеет высокий потенциал для экономического роста страны и сокращения безработицы, такие меры не принимаются. Кыргызские предприятия вынуждены закупать всю фурнитуру и текстиль за рубежом, преимущественно в Узбекистане, где налажен их выпуск. В республике отсутствует базовое производство даже таких товаров, как иглы и пуговицы.
Глава другой профильной организации - общественного объединения "Ассоциация кыргызских швейников" - Дилоромкан Дуйшобаева, в свою очередь, полагает, что Кыргызстан нуждается в собственной лаборатории по проверке безопасности и качества товара, выпускаемого предприятиями легпрома. Сертификация, по ее словам, помогла бы избежать многих проблем, с которыми сталкиваются экспортеры. Инициатива получила одобрение, но все затянулось из-за бюрократических проволочек.
- Мы несколько раз ездили в Китай, где нашли инвестора, готового вложить средства в создание современной лаборатории, - отметила она. - Мы долго просили правительство выделить нам участок. Наконец нам предоставили территорию площадью в четыре гектара в селе Восток. Провели трансформацию участка, подготовили его к строительству объекта. Но пока вопрос решался, инвестор вложил средства в Узбекистан, где есть действенные механизмы поддержки и послабления для иностранных лиц, решивших направить средства на развитие экономики.
Экспорт через маркетплейсы
В минэкономики тем временем заявили, что ведут переговоры с российскими торговыми онлайн-площадками, которые могли бы облегчить экспорт кыргызской продукции на рынок РФ и других стран ЕАЭС.
- Согласно новым правилам, введенным в России, иностранные предприниматели, продающие товары в РФ, теперь обязаны самостоятельно рассчитывать и уплачивать НДС в российский бюджет, - пояснил министр Бакыт Сыдыков. - Мы продумываем механизм, как решить эту проблему при помощи маркетплейсов. Ведутся переговоры с Wildberries, однако пока поделиться подробностями не могу.
В правительстве тем временем утверждают, что проблема частично уже решена. По данным кабинета министров, маркетплейсы могут выступать налоговыми агентами в РФ. С Ozon вопрос был урегулирован оперативно, с Wildberries - переговоры находятся на стадии завершения.
Одновременно завершаются переговоры о создании крупного логистического центра маркетплейсов непосредственно в Кыргызстане. "Мы практически подошли к заключению инвестиционного соглашения, а далее начнется процесс согласования, - утверждает министр экономики КР Бакыт Сыдыков. - Планируется строительство крупного логистического центра на 28 гектарах. Будет открыт отдельный центр Wildberries. Это большой проект, где только доставка обеспечит работой 6700 человек". Объект, как предполагается, будет введен в эксплуатацию в течение ближайших трех лет.