Сегодня 41-летний ветеран СВО из Московской области Константин Харламов консультирует вернувшихся с фронта участников специальной военной операции. Сам он прошел непростой путь, но нашел в себе силы жить, учиться, трудиться, несмотря на серьезные ранения. О том, как сложилась и изменилась его жизнь, какую роль в его судьбе сыграл государственный фонд "Защитники Отечества" и каким он видит свое будущее, обладатель госнаграды "За отвагу" и других медалей рассказывает откровенно.
Несмотря на то что лишился ноги и потерял пальцы руки, герой СВО уверен: у него все только начинается! И с ним невозможно не согласиться. У Константина новая работа, новая учеба, далеко идущие планы и в целом новая, полная смысла жизнь. Позади - отважная служба, отчаянная борьба с врагом в штурмовой бригаде при взятии Бахмута и освобождении Артемовска. Единственное, о чем говорит с сожалением ветеран боевых действий, - он не может отправиться снова на фронт. Но свою миссию видит теперь в помощи людям не на поле боя, а в мирной жизни.
На фронт из спортзала
Мы встретились с Константином Харламовым в Центре социально-медицинской реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий "Ясенки", где он уже полгода официально трудится специалистом по социальной работе. Герой не скрывает: его жизнь развернулась на 360 градусов, и если до спецоперации он не мог определиться с ее смыслом, то теперь четко знает, чего хочет.
- Участие в СВО было моим осознанным выбором. На тот момент я работал фитнес-тренером. Очень на меня подействовала беседа с другом, тоже спортсменом. Он сказал: там, на передовой, нужны такие, как мы, - здоровые, сильные, молодые. Я не ждал мобилизацию, сам пошел. На самом деле, это была работа: важная, интересная и опасная. Я прекрасно осознавал, что иду на риск, - говорит ветеран СВО.
Харламов понимал, что отправляется не на отдых и финал может быть любым. При этом было большое желание защитить Родину и близких, повлиять на ход событий лично. "Гарантий никто не давал, да и какие гарантии могут быть на фронте? В красках мне тогда товарищ все объяснил - может произойти все что угодно. Это кровь, грязь, холод, голод. Я был готов к этому. И хоть срочную службу не служил, понял: мое время пришло", - рассказывает боец.
О том, что он отправился воевать, Костя близким поначалу не говорил - не хотел волновать. Признался только сестре, она поддержала. А вот родители думали, что сын устроился охранять консервный завод. Сейчас, конечно, все знают. И очень гордятся своим героем.
Истинные ценности
Попал в Донбасс, как говорит, в самое пекло. За "ленточкой" до ранения провел всего несколько месяцев. Но в полной мере ощутил, что такое настоящий бой, а еще осознал истинные ценности.
О своих фронтовых товарищах вспоминает тепло. А самым важным в бою называет удачу. "Там же все летит во все стороны, под разными углами. Важно не терять голову, не поддаваться эмоциям. Надо оставаться на месте, когда очень страшно становится. Самое страшное на передовой - паника", - говорит герой.
О том, поддерживает ли связь с сослуживцами, Харламов отрицательно качает головой: "У нас такое подразделение было, что никаких телефонов, кроме рабочих. Все старались в уме держать. Это же потенциальная информация для врага. Запомнил - хорошо, не запомнил - нет. А вот с кем познакомились уже здесь, в "Ясенках", мы на связи постоянно. Это братство, которое теперь ничем не разрушить".
И правда, прошедшие через горнило фронта по-другому смотрят на мир. Там, на передовой, когда сталкиваешься лицом к лицу со смертью, начинаешь больше ценить жизнь. И все, что казалось дорогим до этого (например, какие-то материальные блага), вытесняется истинными ценностями: чувством долга, верностью Отечеству и верой в победу.
- Многие, восстановившись после ранения, возвращаются на СВО. А есть и те, кто возвращаться не хочет. Понимаю и тех и других. Они оценили то, что у них есть здесь и сейчас: жена, дети, кошка. У меня ничего этого не было. Мне проще. Но по состоянию здоровья воевать больше не могу. Считаю, место на передовой только тем, кто действительно хочет туда попасть. Тащить туда кого попало не стоит, - говорит Константин.
На вопрос, как лично он изменился после возвращения с СВО, герой отвечает: стал более рассудительным и уверенным в себе. Затем, задумавшись, добавляет: "Еще, наверно, более человечным и снисходительным к другим стал. С мнением, что война делает людей жестокими, не согласен. Когда на твоих глазах гибнут товарищи, ты просто еще больше начинаешь ценить жизнь: и свою, и чужую".
Подлая "полька"
- На фронте все происходит быстро и непредсказуемо. Какой-то один переломный момент назвать не могу. Но эмоционально тяжело было сразу. Помню, мы заходили впятером. А через две секунды уже нужно двоим трех "трехсотых" из-под огня вытаскивать. Просто "прилетело", и все. И у кого-то полностью жизнь поменялась… Но главное - мы понимали, за что и ради чего эта схватка. Родина в опасности. Главнокомандующий дал приказ, значит, надо выполнять, а не рассуждать, - рассказывает герой.
О том, как "трехсотым" стал он, Константин старается не вспоминать. Но нам рассказал.
- Прилетела, я так думаю, "полька" (польская мина). В тот момент я прикрывал утес свой. На позиции, где у меня лежал пулемет, враги меня все-таки вычислили. Осколок угодил в бедро. Артерия перебита. Я в луже собственной крови. Это мог бы быть конец, но я умирать не собирался. Кое-как зажал ногу, что-то заорал матом, чтобы меня вытаскивали… Очнулся уже в блиндаже, - делится ветеран.
Эвакуация была долгой, раненого бойца его товарищи несли на носилках. Под обстрелом. По морозу. Без теплой одежды. Это было 8 января 2023 года. Задача была - эвакуировать пострадавшего в безопасное место. Но туда, где идут боевые действия, машину не подогнать. Путь в несколько километров оказался трудным.
- Главное - мне помогли, остался жив. Помимо ранения, произошло обморожение. Из-за этого мне ампутировали ногу и пальцы руки...
Восстановление заняло несколько месяцев. На первый протез встал в середине лета. Потом в "Ясенках" протез поменяли. Сейчас хожу нормально, привык. Но реабилитация продолжается, - рассказывает боец.
Фонд "Защитники Отечества": ты не один
Ветеран СВО признает: без трудностей на пути возвращения в мирную жизнь не обошлось. И хотя морально и был готов к любому финалу, точно не знал, что будет после окончания боевого пути.
- В прямом смысле слова встать снова на ноги, вернуться к жизни и посмотреть вперед мне помог Фонд "Защитники Отечества". Причем не я его нашел, а они меня. Позвонили, сказали: ты не один. Мне посодействовали с получением статуса ветерана боевых действий. Объяснили, копии каких документов нужны. Включили меня в программу "Умный дом", сделали мне кухню. А главное - посодействовали с оформлением инвалидности, отправили меня в "Ясенки" на реабилитацию, - рассказывает участник СВО.
Константин подчеркивает, что для возвращающихся с фронта ветеранов помощь от "Защитников Отечества" просто неоценима: "Фонд много чего делает для нас, в том числе помогает в прохождении военно-врачебной комиссии (ВВК). Я тоже подключился. Каждому защитнику фонд назначает куратора, который и проконсультирует, и посоветует, и посодействует. Это огромная помощь!"
А еще, подчеркивает ветеран, фонд для вернувшихся с передовой бойцов становится вторым домом, а его сотрудники - очень близкими, почти родными людьми.
- Фонд дает чувство локтя, опору. В "Ясенки", как и меня, многих направляет фонд. Работа ведется постоянная, и это просто неоценимо, - подчеркивает Константин.
Только вперед - спасибо фонду
Благодаря "Защитникам Отечества" Константин не только сам прошел реабилитацию в "Ясенках", но и получил там работу. Для этого пришлось пройти дополнительное обучение по реабилитации в социальной сфере. Упор в своей деятельности ветеран делает на помощь возвращающимся с фронта бойцам.
- Я в большей мере могу оценить их потребности. И с большей точностью создать коммуникацию между ребятами и руководством. Сразу объяснить им, куда обращаться за выплатами. Рассказываю, чем может помочь фонд. Особенно если необходимо перепротезирование. В этом вопросе помощь просто неоценима. Подскажу, объясню, направлю. Думаю и дальше в этой сфере развиваться, - говорит ветеран СВО.
Несмотря на инвалидность первой группы, на то, что передвигается на протезе, он не отчаялся, не опустил руки. Говорит так: "Себя не жалею и не испытываю жалости к тем, кто считает себя жертвой". Повторяет: раз Бог сохранил ему жизнь, это неспроста. А это значит, нужно идти вперед, двигаться дальше, пусть даже на протезе.
Предназначение свое бывший участник СВО видит в помощи людям. А если помочь удается, испытывает неподдельную радость.
А еще ветеран СВО подчеркивает, для реабилитации и возвращения к мирной жизни, борьбы с посттравматическим синдромом вернувшимся из зоны боевых действий людям очень важно общение с психологом. Такую помощь также оказывает Фонд "Защитники Отечества". И эту работу нужно расширять.
- Необходимо набирать людей с таким опытом, обучать специалистов, увеличивать их штат, проводить групповые занятия, в том числе для взаимной поддержки, - уверен Константин. - Считаю, что с точки зрения реабилитации это не менее важно, чем медицинская помощь. Создать внутренний стержень важнее, чем поставить человека на ноги с помощью ортезов и протезов. Если он сам захочет ходить, он будет ходить на протезах, а если не захочет, то этого и не произойдет - какие бы протезы ни были. Сегодня мы в "Ясенках" стараемся делать на это упор. Это максимально важно.
Говоря о своих личных планах, ветеран боевых действий Константин Харламов с удовольствием констатирует: сегодня их гораздо больше, чем до СВО.
- Планирую закончить институт физкультуры, куда поступил уже после возвращения с СВО, продолжать работу в "Ясенках", а еще хочу возглавить направление спортивной и социальной реабилитации инвалидов-колясочников и адаптивного силового тренинга, - рассказал боец.
Ветеран СВО Константин Харламов не сомневается - до окончания специальной военной операции осталось недолго. Тем, кто сегодня находится на фронте, просит передать слова поддержки.
- Парни, держитесь. Победа будет за нами!
Герой СВО из Московской области Константин Харламов