Рафаэль Джагидович, в нескольких словах, как бы вы охарактеризовали вашего друга и соратника по творчеству?
Рафаэль Гусейнов: Главное его качество - это глубокая порядочность в жизни и публицистике. Он писал об Андропове, Ельцине, Хрущеве, Сталине - эта книга в нашей стране не издавалась… И никогда не позволял себе оскорблений, бранных слов в адрес тех, о ком писал. Сейчас почитайте, как пишут. А Рой Медведев всегда придерживался каких-то особых им самим выработанных норм этики, журналистской и писательской.
Вы работали с историком над книгами о Путине. Это правда, что их вышло из-под его пера около 20?
Рафаэль Гусейнов: Да, Рой больше всех книг о нем написал. Вместе мы сделали шесть книг. Последняя вышла в прошлом году на словацком языке. Эту книгу хорошо встретили в Европе, хвалили. А первая книга Роя Медведева о нашем президенте называлась "Загадка Путина". Она вышла в 2000 году.
Скончался историк Рой Медведев. Ему было 100 летПочему именно этому лидеру историк уделил столько времени?
Рафаэль Гусейнов: Я ему задавал этот вопрос. Он ответил обтекаемо: я политический писатель, пишу о крупных политических деятелях, но при этом не скрывал и свою личную симпатию к Путину. Такую он никогда не проявлял, например, к тому же Ельцину или Горбачеву, с которыми был лично знаком. Кстати, Рой Александрович мне рассказал про встречу с Горбачевым. Михаил Сергеевич, говорит, меня пригласил для консультации: "25 минут я у него находился, 20 минут он говорил сам и 5 минут меня слушал".
С Путиным была совсем другая история. В конце 1999 года ему позвонил человек и представился сотрудником ФСБ. Попросил встречи и привез только что вышедшую книжку Медведева об Андропове.
"Он мне говорит: а вы могли бы моему шефу написать добрые слова, я эту книгу передам. И так как он полагал, что я имени шефа могу не знать, а так оно и было, на бумаге написал: директор ФСБ Владимир Владимирович Путин", - рассказывал потом историк о первом знакомстве с будущим героем своих книг. Через несколько дней к нему приехал генерал-полковник ФСБ и передал просьбу Путина: провести презентацию этой книги об Андропове, которая ему показалась честной, на расширенном заседании коллегии ФСБ, где будет отмечаться 85-летие Юрия Андропова. Писателю это предложение показалось интересным.
"Я зашел в зал и малость обалдел, потому там сидели 66 генералов ФСБ, в том числе и бывшие руководители этого ведомства - Владимир Крючков, Виктор Чебриков, другие люди, которые меня преследовали как диссидента. Я перед ними выступил и рассказал о своем взгляде на Андропова. Путина с этой минуты зауважал, потому что он у меня не спрашивал, о чем я буду говорить. И рисковал", - отмечал позже Рой Медведев.
Какие-то детали о диссидентском прошлом Роя Александровича можете добавить?
Рафаэль Гусейнов: Его брат-близнец, Жорес Медведев, знаменитый генетик, дружил с Солженицыным и скрывал его у себя дома. Его упрятали в психушку, а затем выпустили в Лондон, где он вскоре умер.
А Рой прятался в квартире Зиновия Гердта в Москве. Тот ему выдал парик, усы… "Я выходил из его дома, за мной следили", - говорил он.
Как отреагировала диссидентская общественность, когда член их сообщества стал писать о советских лидерах?
Рафаэль Гусейнов: Называли его агентом КГБ. Я однажды спросил об этом у Сергея Степашина, который в свое время был директором ФСБ. Тот засмеялся и сказал, что никогда агентом КГБ Рой Медведев не был.