17.02.2026 11:57
Власть

Эдуард: Что я могу еще сделать для Родины?

Текст:  Ирина Жандарова
/ Российская газета
Читать на сайте RG.RU
Эдуард Ладе, Оренбургская область

Есть такие люди, которым не страшно все начать с начала. Когда кажется, что жизнь зашла в тупик, надежда потеряна и ты никому не нужен, они совершают решительный рывок и создают свой мир с нуля. Эдуард Ладе из их числа.

Когда завод, на котором он работал, закрылся, Эдуард подписал контракт и ушел добровольцем в зону спецоперации. Это решение не было спонтанным. В то время Эдуард уже активно помогал участникам СВО. Бывал в госпиталях, в которые привозили раненых бойцов. Тех, кто точно знал, что происходит там, "за ленточкой".

"Я был волонтером, помогал госпиталям. Выходил на прогулку с пациентами, которые не могли сделать это сами. И как-то задал себе вопрос: что я могу еще сделать для своей Родины? Я добровольно подписал контракт и пошел служить", - рассказал Эдуард.

Подвиги предков

Во многом Эдуард вдохновлялся историей своего прадеда - Героя Советского Союза Ивана Бражникова, который прошел всю Великую Отечественную войну. Участвовал в боях на Юго-Западном, Южном, Калининском, 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в обороне Одессы, битве за Москву, освобождении Украинской ССР, Белорусской ССР, Прибалтики, боях в Германии.

/ Российская газета

- К сожалению, вживую я его никогда не видел. Он умер в 1991 году. А я в этот год только родился. Но бабушка и мама много мне про него рассказывали, - говорит герой.

В начале службы Эдуард попал в штурмовое подразделение частной военной компании. Свой выбор объясняет тем, что там была хорошая подготовка новобранцев. Потом он был переведен на службу в Вооруженные силы Российской Федерации. Уже в этом статусе закончил обучение на старшего снайпера.

- Мой командир как-то заметил, что я хорошо стреляю, и предложил мне стать снайпером, - рассказывает боец.

Свой путь на СВО Эдуард начал с Бахмута. Он вспоминает, что в штабном подразделении были опытные командиры, которые объясняли, как надо действовать. За группой при передвижениях всегда наблюдала "птичка" - с помощью беспилотника корректировались все перемещения бойцов по земле. Потом Эдуарда перенаправили на купянское направление.

Выполнить задачу любой ценой

Свою первую задачу Эдуард выполнил, будучи раненым. Он получил контузию, рядом разорвался снаряд.

- Когда это произошло, я отключился минут на пять, очнулся, ничего не понимал. В голове был сильный шум, головная боль, тошнота. Я не слышал, что происходило вокруг меня. Сослуживцы мне что-то кричали, я не мог разобрать слов и не знал, что мне делать. А в это время надо мной завис беспилотник, и парни просили меня продвигаться дальше, чтобы уйти от него, - вспоминает ветеран.

Спрятались от обстрелов в "лисьей норе" - укрытии, которые делают обычно для одного - максимум двух-трех человек. В "лисьей норе" Эдуард с сослуживцами провел сутки. Выйти из нее не получалось, по российским военным велся минометный обстрел, били танковые снаряды. Командир отдал приказ оставаться на занятой позиции. Это время было очень нужно Эдуарду. В "лисьей норе" он успел прийти в себя, вернулся слух, перестала болеть голова. Он помнит, что всем им удалось передохнуть и выпить горячего кофе. Возвращаться за медицинской помощью он не стал, да и приказа не было. Командир разрешил вернуться лишь тяжело раненным, Эдуард к их числу не относился.

Ветеран научился водить автомобиль одной рукой и снова сел за руль. / Российская газета

Бойцы накопили сил и предприняли еще одну попытку продвинуться вперед. Им дали задачу пройти 850 метров по заминированному полю. Это открытая местность, и нужно было добраться до следующей позиции. Но Эдуард не добрался. Он наступил на противопехотную мину.

- У меня была пробита нога, сломана кость. Дальше я не смог двигаться. Мне пришлось "откатиться" назад - к своим, - вспоминает он.

Он перевязал рану, сделал укол обезболивающего и двинулся все в ту же "лисью нору", в которой они укрывались от обстрела в первый раз. Боец удерживал эту позицию больше месяца, несмотря на полученное ранение. Это была важная точка. Совсем рядом проходила вражеская "дорога жизни" - направление, по которому противнику доставляли продовольствие и подкрепление.

- Было понимание, что задачу все равно надо выполнять, неважно, раненый ты или нет. Нужно было удерживать позицию, пока наши не продвинутся дальше, - объясняет герой.

Все это время Эдуард выполнял боевые задачи, несмотря на полученное ранение. Препятствовал продвижению противника. Ранение давало о себе знать. Он обрабатывал раны, перевязывал. В ход пошло то, что было в аптечке. С помощью беспилотника ему доставляли обезболивающие и бинты.

Только через месяц им поступил приказ возвращаться и боец смог ползком добраться к своим, получить медицинскую помощь и отлежаться в госпитале. Несмотря на полевые условия, рана к тому моменту затянулась, и ему разрешили вернуться в строй. Однако он восстановился не полностью, поэтому командир предложил ему вариант: прикрывать своих с полевой позиции, сбивать беспилотники, отслеживать снайперов, пулеметчиков.

При выполнении боевой задачи Эдуард получил второе ранение. "Попал под минометный обстрел. Ничего не помню, проснулся в госпитале", - вспоминает он.

Эдуард был без сознания четыре дня. За это время его доставили в Белгород и сделали первую операцию. Оттуда - в Москву. У него были серьезные повреждения: он потерял левую руку, были пробиты оба легких, повреждена бедренная артерия, осколок попал ему под броню и повредил органы.

В себя ветеран пришел уже в Москве, в реанимации, ничего не понимал. Рассказывает, что когда он очнулся, то еще какое-то время не знал, что потерял руку. Врачи давали сильные обезболивающие, из-за чего боец был как во сне и не осознавал, где он вообще находится. Эдуард провел в больнице много месяцев. Трудно было найти в себе силы, чтобы серьезно заниматься восстановлением, снова встать на ноги. Но случилось то, чего герой совсем не ожидал.

Любовь как чудо

За проявленную стойкость Эдуард получил две награды: орден Мужества и медаль "За воинскую доблесть". Одну из наград получала мама героя, так как он на тот момент находился в реанимации.

Ветеран научился водить автомобиль одной рукой и снова сел за руль. / Российская газета

На передовой Эдуард писал стихи, когда была спокойная минутка. Это помогало успокоить душу, привести в порядок мысли. Вот только строки, написанные в боях, на полях сражений так и остались. Когда Эдуарда эвакуировали, его сумка, в которой хранились стихи, затерялась где-то в зоне СВО. "Может, ее и не выкинули, может, кто-то и сохранил", - говорит он.

Первое время не понимал, куда двигаться дальше. Ради чего и ради кого жить, заниматься и пытаться встать на ноги. "Когда я лежал в госпитале, то понимал, что практически никому не нужен, - вспоминает Эдуард. - Но я ошибся, как я ошибся!"

Как-то раз он созвонился с сестрой, которая живет в Оренбурге. Это был прямой эфир, в котором кроме сестры была ее подруга. "Что-то промелькнуло, я попросил у сестры номер телефона этой подруги, мы списались. Я понял, что это мое", - рассказывает Эдуард. Говорит, что Екатерине он тоже запомнился, когда она увидела его на экране, то сказала своей маме, что это ее будущий муж.

В это время Эдуард уже выписался из госпиталя, находился дома, в Санкт-Петербурге. "Лежал, не вставая, потому что мне было тяжело передвигаться. Мы общались, переписывались. Я набрался сил, начал заниматься собой, стал пытаться вставать, ходить", - рассказывает он. Его возлюбленная знала, что он получил тяжелые ранения, подбадривала и поддерживала его.

- Я встал на ноги и сразу же уехал к ней, в Оренбургскую область. И сейчас она мне помогает и поддерживает меня. Вот ради любви я и уехал сюда. Здесь мы поженились. Купили свой уголок и живем, - рассказывает герой.

Ветеран научился водить автомобиль одной рукой и снова сел за руль. / Российская газета

Сейчас Эдуард и Екатерина почти год как супруги. Воспитывают вместе сына - Макара. Ему пять лет. В Санкт-Петербурге у Эдуарда остались мама, брат и восьмилетняя дочка от первого брака.

- Я всегда ему говорила и говорю, что нужно держаться вместе, что я всегда рядом, всегда помогу, поддержу. Вместе мы со всем справимся, - уверена Екатерина Ладе.

Во всех начинаниях Эдуарду помогают и в Фонде "Защитники Отечества".

- Они мне много чего помогли сделать. И операцию первую, и по дому: свет провели, установили на калитке замок. Ну и так поддерживают. Говорят: "Не стесняйся, звони. Все, что нужно, мы все сделаем".

Социальный координатор филиала Фонда "Защитники Отечества" по Оренбургской области Сергей Федюнин рассказывает:

- Фонд поможет Эдуарду адаптировать жилье под потребности человека с инвалидностью. Сейчас этот вопрос уже в работе. Кроме этого, Эдуард сообщил, что ему нужно обучение, и этим вопросом мы тоже сейчас занимаемся. У нас в фонде есть такие услуги, как обучение, переобучение, помощь с трудоустройством.

Ветеран научился водить автомобиль одной рукой и снова сел за руль. / Российская газета

Эдуард активно участвует в мероприятиях фонда:

- Меня приглашают поучаствовать в различных мероприятиях как ветерана СВО. Я выступал в институте, рассказывал о себе, как я решился уйти служить, про своего прадеда-героя.

Не так давно Эдуард начал снова водить машину. Освоился делать это одной рукой, теперь чувствует себя намного свободнее в передвижениях. Готовится ко второй операции. И ждет в гости родных из Санкт-Петербурга. Они обещали навестить его.

- У меня всегда была мечта иметь большую семью, уютный дом. В принципе, мы к этому и идем. Делаем ремонт в нашем доме. Хотим расти, развиваться вместе, путешествовать, - рассказывает Екатерина Ладе.

Эдуард считает, что главное в жизни - не бояться и не падать духом. Всем ветеранам СВО он советует не стесняться и обращаться в фонд со всеми вопросами и проблемами.

Герой СВО из Оренбургской области Эдуард Ладе
Армия