Сергей Водолазский воевал дольше, чем длилась Великая Отечественная - семь с половиной лет не выпускал из рук оружие. На полях СВО потерял ногу, пальцы на руках, но обрел себя самого. Научился жить полной жизнью. Теперь он готовится к соревнованиям и танцует по утрам.
Как выглядит победа над обстоятельствами, Сергей знает не понаслышке - ему пришлось учиться заново ходить. Но ни дня из прожитой жизни он не переписал бы, если бы судьба дала ему такой шанс.
Сын Донбасса
Харцызск - город небольшой, но Сергей любит приговаривать: "Не небольшой, а компактный". И это правда, здесь все рядом: бульвар Шевченко, любимое кафе, сквер на Вокзальной с памятником ополченцам 2014 года. Герой живет в самом центре. Когда выходит гулять, здоровается со старыми знакомыми. Здесь его знают с детства.
- Люблю здесь бывать, - кивает на кафе Сергей. - Кофе варят хороший. И бульвар красивый, летом здесь мое самое любимое место для прогулок. А вон там - памятник ополченцам. Для меня он особо дорог, ведь я сам им был. Мы были именно защитниками, понимаете? Не нападали. Защищали.
Он говорит о 2014-м так, будто это было вчера. Впрочем, для него так и есть. Война не отпускает, даже когда ты уже дома.
- Мы тогда думали, что в Киеве попрыгают и успокоятся. А после 2 мая, после Одессы… - он делает паузу, будто проглатывает что-то горькое. - После Одессы стало понятно: будет война.
Сергей тогда работал на шахте. Десять лет под землей, угольная пыль в легких. Тяжелая работа для физически крепких людей. Когда Киев пришел в Донбасс с карательной операцией, он с мужиками поставил блокпост на трассе - чтобы препятствовать появлению "гонцов с Киева", а также выявлять диверсантов. Потом сам записался в ополчение. Начальство на шахте отнеслось с пониманием.
- У меня был ручной пулемет Калашникова. С ним я всю службу и прошел. Такие же, как я, мужики воевали чем было, но против нас ничего "укры" не смогли сделать. Ведь в ополчение шли идейные люди. Фанатики в хорошем смысле. Однажды мы уничтожили отряд боевиков и захватили у них две снайперские винтовки. Это они нас убивать исподтишка приехали. Но мы их опередили, - вспоминает ветеран.
Сергей добрый и улыбчивый человек, несмотря на то что ему пришлось пережить. Когда он говорит о жизни, о планах, о ремонте в квартире или о рыбалке - глаза его особенно полны радости.
- Я сын Донбасса, - любит повторять он. - И этим горжусь.
Он рассказывает о земле, как будто речь идет о родительском доме в буквальном смысле:
- Я даже окурки на землю не бросаю. Не плюю на нее. Семья и земля - самое важное.
После первого ранения в 2014-м он уволился из Народной милиции ДНР. Женился, родился сын. Но сидеть дома Сергей не смог, в 2017-м снова вернулся, чтобы служить по контракту. Довелось работать оператором-наводчиком БМП-1. Потом снова вернули пулемет - с ним он так и пробегал до 2022-го.
Началась СВО, и его как старослужащего сразу бросили на самые опасные направления. Он перечисляет их так, как другой перечислил бы места работы в трудовой книжке. География освобожденных территорий обширна - Мариуполь, Авдеевка, Еленовка. Это были самые горячие точки в начале спецоперации. А для него это лишь маршруты боевых выходов.
В 2023-м началось освобождение Авдеевки. Здесь он получил второе ранение. Осколок прошел рядом с жизненно важными органами. Тогда повезло, снова вернулся в строй.
А потом был февраль 2024-го.
Утро с "Чао, бамбино"
- Нас послали вытащить раненого бойца. Мужик, старше 50 лет, сутки уже лежал. Мы тогда с товарищем взяли тачку и пошли его забирать, - рассказывает Сергей.
Шли по открытой местности. Ветер в лицо, шлем, подшлемник - не слышно ничего. А тут дрон-камикадзе прямо под тачку залетел. Раздался взрыв. Раненого убило сразу. Напарнику оторвало левую ногу. Сергею - правую. Ладони тоже разорвало - боец шел впереди, держал тачку руками назад.
Потом шесть часов полз к своим по открытой местности с оторванной ногой и без двух мизинцев на руках. Его вовремя заметили свои и вытащили в безопасное место. А вот боец, который с ним был, умер.
Ногу ему оперировали несколько раз, пришлось пройти через три ампутации. Кому-то это может показаться адом, но только не ему. Он говорит об этом так, будто речь идет о пересдаче экзамена.
Сейчас Сергей делает ремонт у себя в квартире. Квартиру купил недавно в старом, но добротном доме. Утро начинается с зарядки. Затем - протез. Сложный механизм, имитирующий сгибание коленного сустава. На нем и танцевать можно.
- Чао, бамбино, сори, - напевает ветеран старый хит. И в этом танце нет ни грамма отчаяния. Это радость человека, пережившего войну. - Выспался, настроение хорошее - почему не потанцевать?
Новый протез для него приобрел Фонд "Защитники Отечества". Конструкция более легкая и надежная.
- Попробовал пройтись - очень хорошо. Спасибо Фонду, - говорит ветеран.
В больнице, когда он еще ездил в коляске, девочка-волонтер как-то сказала ему: "Мне вас так жалко". Сергея так задело, что он вскочил и запрыгал на одной ноге вокруг коляски.
- Запомните, - сказал тогда. - Я еще танцевать буду.
Получается, сдержал слово.
Сергей показывает домашний ремонт. Сейчас идет этап черновой работы - необходимо снести стены, затем убрать строительный мусор, заштукатурить. С протезом сложно, но он делает. А когда чего-то не может сам, нанимает мастеров, сам напрашиваясь к ним в подмастерья.
- Для меня это уже победа. Когда человек в чем-то физически ограничен, он пытается выжать из себя весь максимум, - говорит Сергей.
В квартире установят систему "умный" дом - по программе адаптации жилья для ветеранов от Фонда "Защитники Отечества".
- После ремонта будет легче жить. Сотрудники Фонда реально помогают, - отмечает боец.
Живут твоей жизнью
О Фонде "Защитники Отечества" Сергей узнал в 2024-м. Лежал в больнице в Санкт-Петербурге, где ему подсказали, что есть такая организация. Пришел в первый же день возвращения домой из госпиталя. Ему дали социального координатора - Викторию Ляшенко.
- Помогли решить вопросы по выплатам, по реабилитации. Благодаря Фонду съездил в клинику в Екатеринбурге. Мне все понравилось, - рассказывает ветеран.
Социальный координатор говорит о Сергее с искренней теплотой.
- За прошедшие два года мы помогли ему оформить удостоверение ветерана боевых действий, получить все необходимые меры соцподдержки. Направили на реабилитацию. Благодаря Фонду он получил спортивный протез, - рассказывает Виктория.
- Мне кажется иногда, что социальные координаторы Фонда живут не своей, а нашей жизнью. В любое время могу им позвонить - помогут, - уверен Сергей.
Светлана Шевякина, заместитель руководителя филиала Фонда "Защитники Отечества", говорит по-деловому:
- Мы сопровождаем ветерана по всем направлениям. Работаем комплексно.
Поддерживает героя и большая семья, три брата и две сестры. Старшие брат и сестра живут в Ленинградской области, еще один брат и младшая сестра Марина - в Харцызске.
С Мариной они видятся часто.
- Конечно, я переживала, когда Сергей ушел, - вспоминает она. - Мне было очень страшно. Мы не понимали, что происходит. Отговаривали: отец, мол, болеет… Но где там - разве Сергея удержишь, если он уже решил. Он нам тогда сказал в своем стиле: "Кто, если не я?"
В семье его называют "позитивным". Даже после ранения он не был в унынии, пытался танцевать. Марина с Сергеем листают альбом фотографий. Вот Сергей маленький, вот школьный выпускной, вот шахта, вот военная форма. Вся жизнь - в фотографиях.
- Сережа молодец, - говорит сестра. - Достойно прошел сложный период. Мы были рядом, помогали все. Но главное - он сам себе не стал врагом.
Спорт будущего
Кибатлетика - слово, которое еще пять лет назад никто не знал. Сейчас это главное спортивное увлечение Сергея. Участники преодолевают полосы препятствий, имитирующие реальные жизненные ситуации: подъем по лестнице, открывание дверей, перенос предметов. Важна не только физическая подготовка, но и умение взаимодействовать с техникой.
В 2025 году соцкоординатор Виктория предложила Сергею попробовать себя на этом поприще. Он сомневался, но поехал.
- Я вначале отказывался, - признается ветеран. - Нет ноги, руки покалечены. Где я, а где спорт?
Поехал. В Донецк, на соревнования. Взял бронзу. Потом был чемпионат мира по кибатлетике в Суздале, где он был в составе донецкой команды. Тренер Вячеслав тогда подошел к Сергею и спросил: "Хотите попробовать?" Донецкая команда взяла золото, серебро и бронзу. Сергей занял четвертое место.
- Четвертое - это обидно, - улыбается он. - Но я понял: могу больше.
Вернувшись в Харцызск, пошел в спортивный зал "Трубник", где ветераны СВО занимаются бесплатно. Сергей показывает руки со шрамами и отсутствующими фалангами. На них свежие мозоли от штанги.
- Неудобно только, что осколки в руках. Но ничего, я привык, - говорит герой.
Сейчас он готовится к соревнованиям во Владимирской области. Поставил цель - стать чемпионом России.
- Это важно не только для меня. Для таких, как я, - ребят, которые потеряли конечности. Надо искать себя в этой жизни, не сидеть дома. Мы мужчины, должны держать удар стойко. Если возьму золото - это будет подтверждение моих слов: я живу полноценной жизнью, - отмечает ветеран.
"За что ты воевал?"
- Однажды меня спросил знакомый, который хорошо зарабатывает на "гражданке": за что ты воевал? Я говорю ему: а ты на чем стоишь? Он не понял. Я говорю: вот за эту землю, на которой ты стоишь. Не хочу, чтобы сапог врага топтал ее, - говорит Сергей.
Сейчас, после семи с половиной лет службы и тяжелого ранения, гражданская жизнь дается тяжело. Прежде всего из-за сложностей в общении. Там, на войне, все просто: есть враг, надо его уничтожать. А здесь люди встречаются разные.
- Но все возвращается на круги своя. Донбасс вошел в состав великой России. Значит, все было не зря, - говорит Сергей. - И если бы выпало родиться заново, все равно выбрал бы Донбасс и снова пошел бы в ополчение. Это мой долг и моя судьба.
Сын Донбасса. Шахтер. Воин. Кибатлет. Человек, который семь с половиной лет не выпускал из рук оружие, а теперь готовится к новым победам.
- Вот возьму золото на соревнованиях и снова станцую под "Чао, бамбино", - говорит он.
Герой СВО из Донецкой Народной Республики Сергей Водолазский