Немцы, рыба, сапоги
Мобильной связи здесь нет. Совсем. На острове завод "Звезда". Там после войны пленные немецкие инженеры создавали космическую аппаратуру. После смерти Сталина их отпустили восвояси, но завод по-прежнему делает вовсе не мягкие игрушки. Безопасность. А неподалеку знаменитый кожевенный завод, который построили еще в ХVIII веке купцы Савины. Накануне войны с Наполеоном Кондратий Савин отправил в Санкт-Петербург обоз с армейскими сапогами. Патриотический порыв в столице оценили. Пошли заказы, и Наполеона гнали в осташковских сапогах, а Кондратию Александр I даровал потомственное дворянство. Завод до сих пор выпускает амуницию и знаменитые болотные сапоги "осташки".
Екатерина Великая велела разработать генеральный план Осташкова. Улицы здесь, как в Северной столице, пересекаются под прямым углом. Трудно заблудиться. От советских времен здесь стеклянный речной вокзал и многоэтажки на окраине. Да еще два светофора.
У причала вмерзшие в лед суда. Гладь Селигера напоминает снежную равнину. Пара рыбаков пытают счастье. А в выходные здесь все озеро усыпано палатками. Тащат из лунок судака, налима и даже ряпушку. Но рыбы все меньше. Даже рыбзавод закрыли. Но вот почему закрыли хлебзавод, я ответа не получил. Теперь булки и батоны везут из Твери. Глобализация.
Памятник на памятнике
В самом центре возвышается первая в России каланча добровольной пожарной стражи. Ее построил тот же купец Савин. Каланча деревянная и требует постоянного ремонта. Между прочим памятник федерального значения. Вообще тут что не дом - то памятник. Но если бы видели, в каком эти памятники состоянии! От некоторых домов на Евстафьевской улице вместо домов почерневшие бревна. Зато современные фонари и европейский променад. Отчего так?
- А потому что перестраивать памятники на новый лад не позволяет закон, - объясняет архитектор и бывший замглавы администрации Илья Иванкин. - Частнику покупать такой дом не с руки. Там столько согласований придется пройти! Дешевле построить новый по соседству. Вот и гниет наша история. Да сам я живу в памятнике XVII века. Приспособился как-то.
Но за каланчу наконец-то взялись. Стоит она вся в лесах, похожая больше на градирню. Правда, стуков молотков я не услышал. Может, не сезон?
Возле краеведческого музея вереница дорогих джипов с московскими номерами. Направился к бывшей колокольне. Оттуда генеральный вид на Осташков.
- Подождите! - остановила меня смотрительница. - Видите, наверху экскурсия? Там узкие ступени. Не разминуться. Пусть спустятся.
Было холодно, и я на свой страх и риск стал карабкаться наверх. Авось успею. 74 ступени высотой по полметра. Это не лестница, а какой-то средневековый лаз! Сердце чуть не выпрыгнуло, но я успел. А сверху на закате Осташков был прянично-умиротворенным. Дым из изб. Березы в синем инее и золотые купола...
Чтобы согреться, зашел в самое фешенебельное кафе "Джус". Тут звучит негромкое диско и подают настоящий кофе из машины, а не "три в одном", как в других заведениях, где звучит исключительно Круг или восточная музыка. Говорят, директор отправлял своих официанток в Москву на стажировку, чтобы они учились улыбаться клиенту. В других местах не улыбаются...
Восстание боксеров
А месяц назад размеренной жизни пришел конец. Город взбудоражила весть: в кафе "Каспий" местные боксеры "наказали" насильника 14-летней девочки. Да так, что он оказался в больнице, а кафе разгромлено. Вот тебе и тишайший городок. Стал расспрашивать и читать официальные сайты районной прокуратуры и осташковского суда. Оказалось все не совсем так. Мама "пострадавшей" девочки работала официанткой в "Каспии". Дочь помогала ей и познакомилась с братом хозяина кафе. Полгода они встречались на глазах у мамы, но что между ними было - никто не скажет. А тут у мамы случился конфликт с хозяином. Никто также не скажет, откуда пошла информация об изнасиловании. Но в местном боксерском клубе она получила широкий резонанс. Трое боксеров в разгар вечера ворвались в кафе и избили, но не брата хозяина, а самого владельца. Его и увезли в больницу, брата и еще одного боксера в СИЗО. У этого боксера был условный срок. Так что несладко теперь ему придется. А про виновника идет молва, что он откупится. Город побурлил-побурлил, да и успокоился. Вот только мужика жаль. Огреб по полной ни за что.
Но хватит о грустном. В Осташкове живет удивительный художник Александр Гусев. В его самобытных картинах весь Осташков. Ярчайший представитель школы русского лубка. Народный художник одним словом. В сезон здесь проходят "Вечера музыки на Селигере". Видное событие в культурной жизни страны. Для поклонников желудка фестиваль "Селигерский рыбник". Весь город ест рыбные пироги, выпеченные по древнерусским рецептам. Сладкоежек не оторвать от фестиваля "Селигерский мед". Все квартиры сдаются посуточно, а жители отправляются по родственникам в деревню. А еще здесь до сих пор работает общественная баня 1905 года постройки. Баня, конечно, обветшала, и иностранцев сюда не водят. Говорят, попарились финны и расплакались. Но осташам (так себя называют местные жители) самое оно. Билет-то всего 250 рублей.
Жизнь в ОсташковеНе замахнуться ли на Вильяма нашего Шекспира?
Помните, чем увлекался Деточкин из "Берегись автомобиля"? Народным театром. В Осташкове их целых два. Причем один из них старейший в России. Недавно ему исполнилось 220 лет. Пришел на репетицию коллектива "Магия". Репетировали в фойе. Потому что сцена на ремонте. Прогоняли новую постановку "Аленький цветочек". Труппа 20 человек. Аленушку играет школьница Маша Мурашова. Купца работник "Звезды" Антон Крылов. Бабу-ягу (откуда она там взялась?) Вера Геннадьевна Самойлова, тоже со "Звезды". Добираться на репетицию с острова Городомля приходится прямо по льду. Но играли в присутствии журналиста в "полную ногу", не жалея голоса и эмоций.
А рядом под лестницей в маленьком кабинете шла читка спектакля "Осенний крик ястреба" по поэзии Иосифа Бродского. Режиссер Народного осташковского театра Сергей Тихонов вот уже 40 лет ставит в театре пьесы по Володину, Горину, Грибоедову и даже Пристли. С аншлагом прошел спектакль "Человек из Подольска" по Дмитрию Данилову.
- Мы приглашали автора на премьеру. Но он, к сожалению, не приехал. Ведь четыре представления у нас всегда аншлаг. Потом посещаемость резко падает. Зал на 250 мест. А театралов не так уж много, - рассказывает режиссер Сергей Тихонов.
Ставят по одному спектаклю в год. Для самодеятельности это результат. Но вытеснить театр профессиональный никак не получится.
...Я уезжал из Осташкова в 9 вечера. На улицах ни машин, ни пешеходов. В вечерних окнах мерцает программа "Время" и слышно, как свистит чайник. Осташков готовится ко сну. Завтра на работу. Но я еще вернусь летом. Чтобы походить на яхте и искупаться в теплой воде Селигера. Осташков между прочим еще и курорт. Вычитал в старом путеводителе.