В список экспериментальных территорий, где будут использованы отработанные методики низкоуглеродного развития, вошли Якутия, Татарстан, Ставропольский край и Иркутская область, а в СЗФО - Архангельская область и Республика Коми. Задачу эксперимента кратко можно описать так: одновременное снижение объемов выбросов в атмосферу углекислого газа и активная посадка деревьев, которым CO₂ необходим для фотосинтеза. В итоге на экспериментальных территориях должно произойти снижение парникового эффекта и очищение воздуха.
Для огромных просторов Поморья и Коми с уникальными природными экосистемами завоевание углеродной нейтральности станет новым этапом для экономики: чистый воздух стоит дорого! Достаточно оглянуться на Сахалин, где за время проекта выбросы вредных веществ в атмосферу сократились вдвое, валовый региональный продукт вырос на 51 процент, а инвестиции - на 47. К тому же островной регион крепко удерживает четвертую строчку в Национальном рейтинге инвестиционного климата. "Это не локальный успех, а задел для устойчивого низкоуглеродного развития в стране", - резюмируют власти Сахалина.
Тем временем в Поморье первые шаги уже сделаны. "С учетом опыта Архангельской области в ведении государственного лесного реестра, мониторинге лесов и учете их поглощающей способности в регионе есть большой потенциал для интеграции этих данных в систему углеродного учета", - считают в минлеспроме Архангельской области.
Какие инструменты призваны сделать воздух чище? На одно из первых мест эксперты ставят охрану лесов от пожаров. «За этот счет достигается быстрый эффект получения углеродных единиц, но есть повышенные риски в связи с изменением климата, повышением температуры, которые становятся причиной крупных ландшафтных пожаров», - отметили в Рослесинфорге.
Очищению воздуха от вредных выбросов способствуют разведение леса, защита тайги от вредителей и болезней, а также переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства: напомним, что она подразумевает систематический уход за растущим лесом.
Но прежде всего необходимо "подсчитать" нейтрализуемые природой углеродные запасы, для того чтобы выяснить объем поглощения CO2. В Архангельской области эти работы ведутся в Федеральном исследовательском центре комплексного изучения Арктики имени Лаверова, в Северном НИИ лесного хозяйства, а также в Северном (Арктическом) федеральном университете. Но если в Лаверовском центре изучают в основном болота и озера, то в университете - экосистемы Кенозерского национального парка.
- В первую очередь нам интересны запасы углерода в лесах (фитомассе, мертвой древесине, подстилке, органическом веществе почвы), а также лугах (в надземной и подземной фитомассе, почве) Кенозерья, - говорит руководитель программы биолог Татьяна Паринова. - Методика отработана, мы уже имеем определенную базу данных. И уникальны наши исследования тем, что мы проводим их натурным путем: ежегодно выезжаем на конкретные экосистемы (заранее их отбираем по космоснимкам) и определяем запасы углерода непосредственно физически, ручным способом. А главная "фишка" наших углеродных исследований именно в попытке получения коэффициентов перерасчета на углерод по сырой массе растений на лугах.
По словам биолога, натурный метод оценки запаса углерода в экосистемах позволяет сделать более индивидуальные расчеты, но для этого "приходится собирать большое количество образцов, везти их в лабораторию, высушивать до воздушно-сухого состояния, потом до абсолютно сухого состояния. Это достаточно продолжительная и объемная работа".
Летний полевой сезон 2026 года должен стать для архангельских исследователей решающим: "Мы доберем данные по недостающим луговым растительным ассоциациям, и если после лабораторной обработки статистически данные будут достоверны, то запланированные задачи будут выполнены. Если же выборка окажется все еще недостаточной, то в 2027-м продолжим добирать материал", - поделилась планами руководитель проекта.
Российские леса играют роль мирового поглотителя атмосферного углерода, абсорбируя до двух миллиардов тонн ежегодно: эти данные озвучили в Рослесинфорге РФ. Вместе с тем необходимы усилия для сохранения и восстановления "зеленого золота" России. Для этого был запущен федеральный проект "Сохранение лесов", который в 2025 году вошел в национальный проект "Экологическое благополучие".