Артем Локалов
Игорь Давыдов
Родина слышит?

Корреспонденты журнала "Родина" съездили в псковскую деревню Родина, чтобы узнать, чем она живет
Псковский кремль. Большие белые буквы над водой - "Россия начинается здесь". Чуть ниже по течению реки Великой в разное время стояли селения Батьковичи, Замогилье, Конско, Приютино...

А потом все это стало Родиной.
"Медем" и Диктатура

Раньше, еще в сельце Приютине, на высоком берегу реки стоял барский дом. На нынешней площади рядом с домом культуры, небольшим рынком и автобусной остановкой Василий Белоцерковский построил кафе, а потом гостиницу "Медем".

Отсюда красивый вид на Снетогорский монастырь на другом берегу Великой. А вот берег Родины основательно замусорен. Василий хочет обустроить его и восстановить историческую смотровую площадку.

- Фундаменты мною восстановлены, - показывает он. - Это была усадьба старшей дочери последнего псковского губернатора Николая Николаевича Медема, которого в 1918 году расстреляли во Владикавказе.

В честь Медема, которого расстреляли, правда, в Пятигорске, Василий и назвал свой отель. Усадебного дома с колоннами давно нет. А от смотровой площадки остались только гранитные плиты.

- На месте гостиницы была мансарда барского дома, - продолжает Белоцерковский. - Отсюда хозяйка выходила на площадку и созерцала красоты природы.

В 1930-х в бывшей барской усадьбе организовали правление колхоза, который назвали Диктатура. А уже из Диктатуры выросла Родина.
Сейчас в деревне Родина 2300 жителей. Если учитывать население недавно построенных девятиэтажек, получится около шести тысяч.
Высотки и газ

Жители новостроек в городе работают, но жить там не хотят - в деревне меньше плата за электричество и страховку автомобилей. А вот в Старой Родине - без девятиэтажек - живут, как правило, домашним хозяйством. Правда, на всю деревню только две коровы осталось.

Валерия Фомина - глава Завеличенской волости, центром которой является Родина. Родилась здесь, окончила школу, куда после Псковского пединститута вернулась учителем русского языка и литературы. Теперь у нее каждый день уроки, которые не предусмотрены учебниками.

- Комплекса из-за того, что живем в деревне, не испытываем, - говорит она. - Наоборот, гордимся, что она у нас уникальная.

Фомина сетует, что центр забрал у волостей ключевые полномочия - на землепользование, застройку, планировку. Правда, местной власти оставили благоустройство, содержание кладбищ и дорог. Но если раньше на один километр дороги выделялось 22 тысячи рублей в год, то теперь эту сумму уменьшат вдвое.

И вовсе не потому, что ситуация с дорогами улучшилась.

Еще тут почти десять лет назад собрали документы, чтобы Родину газифицировали. До сих пор ждут.

Зато семьи военных дождались жилья. Неподалеку от Родины даже появился новый населенный пункт. Новые жители не захотели быть приписанными к деревне Дурково. Их населенный пункт получил название Георгиевская.

Жителям Дурково, кстати, тоже предложили сменить название их деревни.

- У них даже мыслей таких нет, - говорит Валерий Фомина. - Это историческое название. Не хотят они его менять.
Ива и Интернет

Дмитрий Соколов делает мебель из ивы. Сам заготавливает, обрабатывает и плетет. Как Федор Кузькин из повести Бориса Можаева "Живой".

- Не каждая палка идет на изделие. Когда заготавливаю их при помощи мачете, смотрю, чтобы палка была ровной. То есть не просто куст рублю, - объясняет Дмитрий.

Мебельный заводик Соколов оборудовал в собственном гараже. Тут густой древесный аромат и всегда постоянная температура. Предприятие семейное, мастеру помогают жена Елена и дети (их у Соколовых трое). До рентабельности, увы, далеко, но Дмитрий продолжает стараться.

- Может, из-за того, что это все - родное, - говорит он.

Свою мебель Дмитрий рекламирует в соцсетях и реализует в основном в Петербурге - через знакомого, который торгует на трассе. Хочет найти такого же компаньона в Москве. И мечтает, чтобы его труд ценила Родина:
- У меня знакомый в Испанию ездил. Сейчас он мебель забросил и кормами торгует – и сразу у него жизнь наладилась. Он мне немного помогает - продает мою мебель. Так вот знакомый и говорит: "Если приедешь в Испанию, - сразу миллионером станешь, тебя там будут ценить. За то, что ты умеешь делать".
Но в Испанию Соколовы не спешат. Съездили в соседние Печоры - в школу для родителей, которые хотят усыновить ребенка. Им мало троих. Но четвертого решили пока не брать:

- Как-то все ненадежно стало. Финансовое положение не такое здоровое, как хотелось бы.

...На площади перед местным ДК торгует не Дмитрий. Тут другой товар - белье, трико и халаты пестрой расцветки.

- Ничего народ не покупает, - сетует продавщица под полосатым навесом. - Смотрите - никого нет. Понедельник, говорите? Так то понедельник, то зарплаты нет, то пенсии. В выходные торговать? А в выходные мы сами дома…

Соколов же хочет активнее реализовывать мебель через Интернет. Только на создание и раскрутку сайта у него с женой не хватает времени. Надежда на детей, которые с новыми технологиями на ты. Но родители хотят, чтобы они получили хорошее образование. Двое уже учатся в городе, младшая дочка - в родинской школе. Наверное, тоже уедет.

И как разорваться между своим бизнесом и желанием вывести детей в люди!
Школа и память

Здешней школе в этом году - сто лет. Нынешнее здание построили в 70-х. И для деревенской школы оно выглядит хорошо.

Светлана Рогова, заместитель директора - сам в командировке в Петербурге - рассказывает про медалистов. В последние годы их поубавилось. Говорит, что сейчас в школе 202 ученика. И что особо проблемных среди них нет:

- У нас много сейчас учится армян. Были и азербайджанцы. Сейчас есть переселенцы с Украины, с Донбасса. Они много пропустили. У них практически не было обучения. И им нужно помочь.
У входа в школу - мемориальная доска. Дмитрий Яковлев и Михаил Егоров погибли в других горячих точках - Афганистане и Чечне.

- Миша Егоров похоронен на местном кладбище, - говорит Светлана Рогова. - Дима - в городе. Миша - это мой ученик, я была классным руководителем у него. Он окончил школу, ушел служить. И вот так быстро погиб. Ему еще не было 20 лет…
Лен и молоко

Производство льна - традиционной для здешних мест культуры - умерло несколько лет назад. Георгий Ярошевич, директор псковского института сельского хозяйства (он тоже находится в деревне Родина) говорит, что сейчас здесь выращивают лен только для продажи семян. Причем в другие регионы.

И надежда только на то, что в Псковской области выделят обещанные субсидии желающим заниматься выращиванием и переработкой льна - от 10 до 13 тысяч рублей на гектар.

А еще хотят сеять коноплю.
Георгий Ярошевич
- У нас же паруса из чего делали? Из конопли, а не из льна, - информирует Георгий Ярошевич. - Самый прочный брезент, веревки и канаты из конопли шли на морские цели.
Ярошевич говорит, что учеными выведены сорта, которые не содержат наркотических средств. А в реестре регулируется, сколько лет можно использовать эти сорта.

- Потому что через пять-девять лет производства наркотические свойства они приобрести могут, - объясняет директор института.

Зато с молоком на Родине порядок - не то, что со льном. В штаб-квартире опытно-производственного хозяйства "Родина" пахнет молоком, на доске регулярно обновляется график надоев, а в кабинете директора Александра Сошникова нерушимо висит огромный портрет Ленина.

Это подарок, объясняет он. Память о тех, кто здесь работал раньше.
Александр Сошников
За свою работу доярка получает в Родине от 20 тысяч рублей и выше. Здесь считается, что это – хорошая зарплата.

Молодая мама Ольга Михайлова говорит, что в Родине можно устроиться на работу не только на ферму. Есть еще магазины, пекарня: «Было бы желание. Работу найти можно».
Кукуруза и хоккей

Здешняя хоккейная команда, естественно, называется "Родина". Николай Александров - капитан ее ветеранского состава. Вместе с Алексеем Артемьевым, или просто Палычем, они только что намолотили 38 тонн кукурузы - на корм коровам в здешнем хозяйстве. После работы можно расслабиться на хоккейной площадке.

Администрация района и волости оплачивает команде аренду льда в ледовом дворце неподалеку от Родины - там сейчас матчи проходят. А как ударит мороз, можно сыграть в удовольствие на открытой коробке в Родине.

Александров готов и зерно молотить, и лед для хоккея варить. Только прибраться на коробке сначала не помешает. Она, как и родинские берега, усыпана мусором.

К деревенской команде соперники часто относятся пренебрежительно. А зря.
- Гдовские парни сказали: "Порвем на куски!" Ребята в раздевалке услышали их разговор и сказали: "Давайте докажем!" И в итоге 3:1 Гдов обыграли. Доказали! - смеется Николай.
Люди, храмы, хоккейная коробка, дом культуры, пятиэтажки, разбитые дороги... Как это все знакомо! Какая же это Диктатура? Это - Родина.
Читайте также

© 1998-2017 ФГБУ "Редакция "Российской газеты"

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Журнал "Родина" зарегистрирован Министерством печати и массовых коммуникаций 24 августа 1994 года, свидетельство №291