Станция появилась на кольце одной из первых.
Хотя это изначально казалось невероятным: уж слишком сложные тут грунты, насыщенные к тому
же подземными реками. Дошло до того, что под землю пришлось загнать холодильную установку:
она помогла заморозить вязкий грунт и достроить метро в срок. Фишкой станции стали открытые
тюбинги - конструкции, укрепляющие подземные своды. Их можно увидеть в стеклянных
стенах-витринах.
м - глубина, на которой велись работы по
строительству станции
65
Марьина Роща
Одна из последних глубоких станций метро. Ее
строили закрытым способом: сначала бурили шахту, под землей возводили конструкции станции и
уже потом "выбирались наверх". Теперь на "Марьиной роще" - самый длинный эскалатор в метро,
напоминает питерскую подземку. Пока едешь наверх, можно легко прочитать пару коротких
рассказов.
ступени содержит самый длинный эскалатор
столичного метро
724
Рижская
На потолке в центральной части станции
"Рижская" расположился ковер-самолет - инсталляция, которая "уносит" пассажиров в мир
высокоскоростного интернета на БКЛ. На центральной стене перед выходом со станции находится
декоративное цифровое табло. Основной элемент дизайна станции - арки. Они символизируют
приглашение выйти в город и перекликаются по стилю с оформлением Рижского вокзала.
- количество арок, украшающих платформу
12
Сокольники
Отсюда начиналось строительство метро. Первая
линия проходила отсюда до "Парка культуры". Именно об этом напоминает мозаика на стенах:
здесь портреты первых метростроителей, первые забои, первые поезда. Станция выходит прямо к
парку "Сокольники" и площади, которая несколько лет была перегорожена. Станция стала не
только транспортным объектом - перед ней появилась зона отдыха.
м - глубина заложения станции
34
Электрозаводская
У станции Электрозаводская всего один
наземный вестибюль. Зато он яркий и виден издалека. На самой станции первое, что бросается в
глаза, - огромное панно "Битва героев". На нем изображены собирательные образы защитников
Древней Руси. Колонны сделаны из темного минерала - гранатового амфиболита, который
добывается только в одном регионе страны - Карелии.
метра - длина панно "Битва героев"
162
Лефортово
Источником вдохновения для архитекторов этой
станции послужил Лефортовский дворец, расположенный на правом берегу Яузы. Черно-белые
рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают пассажирам о богатом историческом наследии
района Лефортово. Интерьеры станции в оттенках серого стилизованы под старинные гравюры
ХVII-XVIII веков.
м - глубина, на которой велись работы по
строительству станции
40
Авиамоторная
Станция "Авиамоторная" открылась 27 марта
2020 года. Название соответствует оформлению: авиационная тематика повсюду. Нержавеющая
сталь и алюминий, которые украшают путевые стены и потолок, используются в
авиапромышленности. Колонны и светильники на платформе повторяют форму деталей самолетов, а
потолки из реечных панелей в вестибюле создают ощущение воздушных потоков.
тысячи человек - количество пассажиров на
станции в час пик
39,9
Нижегородская
"Нижегородская" - не станция, а целый вокзал.
Большое количество входов и выходов, полноценное связующее звено между МЦК, МЦД и двумя
станциями метро. Внешне станция похожа на большой конструктор "Лего". Ее поделили на части с
помощью цвета, чтобы пассажирам было легче ориентироваться. Яркие цветовые элементы и
простые геометрические формы задают настроение всего подъемного пространства.
тысяч человек - суточный пассажиропоток на
станции
400
Текстильщики
Дизайн станции соответствует названию:
основной декоративный элемент - двухуровневый потолок, напоминающий вязальный или ткацкий
станок. В отделке платформенной части и вестибюлей станции использованы натуральные
природные материалы. Полы выложены гранитом светло-серого цвета, стены - мрамором светлых
оттенков и металлическими панелями.
м - диаметр тоннеля между станциями
"Текстильщики" и "Кленовый бульвар"
10
Печатники
Очертания вестибюлей напоминают книжные
полки, а интерьер станции выдержан в черно-белой цветовой гамме. Колонны, расположенные у
эскалаторов и лестниц переходного моста, выполнены в виде композиции из букв "П". Эти же
перевернутые буквы считываются при виде скамеек, расположенных в торцах станции.
тысячи кв. м - площадь станции
25
Нагатинский затон
Первые машинисты, обкатывавшие БКЛ, узнают
эту станцию по гигантским "рыбным" мозаикам на стенах. Путь к этой платформе идет под
Москвой-рекой, так что рыбы - всегда где-то рядом. Когда будете выходить на улицу, поднимите
глаза на потолок - сотни пластин из цветного металла напоминают блестящую чешую. Эта станция
- однозначно самая живописная на БКЛ, здесь чаще всего можно увидеть фотографирующих
"метротуристов". А для тех, кто живет рядом, станция вдвойне ценна: раньше тут метро вообще
не было.
м - размер самой большой рыбы (щуки),
украшающей станцию
14х3,6
Кленовый бульвар
Тоннель, ведущий к этой станции, петляет из
стороны в сторону. В этом можно убедиться во время движения поезда "Москва". Линия под
землей обходит охранную зону заповедника "Коломенское". Входные группы станции напоминают
силуэты куполов дворца Алексея Михайловича. На этой станции - самое яркое в Москве звездное
небо: такой эффект создают сотни ламп, хаотично вмонтированных в потолок.
тысяч кубометров бетона понадобилось для
возведения станции
90
Каширская
Двухзальная станция открылась после
реконструкции 1 марта 2023 года. Каждый из залов сооружен по типовому проекту из сборного
железобетона. Залы разделены путевой стеной и соединены переходным мостиком. Во время
реконструкции отделку станции обновили, при этом сохранили ее привычный облик. Стены
украшают исторические панно советского скульптора Зои Ветровой.
м - размер каждого из восьми исторических
панно, украшающих станцию
4,2х1,2
Варшавская
"Варшавская", как и "Каховская", открылась в
1969 году и впоследствии стала частью Каховской линии. До реставрации она выглядела довольно
невзрачно. В ходе реконструкции путевые стены и колонны отделали мрамором и керамической
плиткой, пол покрыли серым гранитом. При этом красивые панно с изображениями улиц Варшавы
сохранились в неизменном виде.
– количество колонн, расположенных на станции
76
Каховская
Станция "Каховская" открылась еще в 1969
году, а в 1995 году участок от "Каховской" до "Каширской" выделили в отдельную ветку метро.
Станцию построили по типовому проекту 60-70-х годов, при этом после реконструкции станция
значительно преобразилась. Ее отличительные особенности – колонны в форме восьмиугольника,
основная цветовая гамма - черно-белая.
станции вошли в состав Каховской линии в 1995
году
3
Зюзино
Открытие этой станции значительно упростило
жизнь жителей района, до этого пользовавшихся наземным транспортом.
Дизайн станции
футуристичен. Если идти по платформе и смотреть наверх, кажется, что потолок движется. Такой
эффект возникает благодаря использованию алюминиевых пластин разных размеров со встроенными
светильниками, похожих на пчелиные соты.
тысяч человек – численность населения в зоне
влияния станции
105
Воронцовская
Станция "Воронцовская" - тот случай, когда,
спустившись под землю, можно отправиться в космос. Во всяком случае, такие ассоциации
возникают при виде потолка, украшенного 11600 алюминиевыми "тарелками". Они имитируют
Млечный путь. А еще здесь впервые в истории московского метро в отделке станции применили
кварцевый агломерат. Это искусственный камень, который отличается износоустойчивостью из-за
отсутствия пустот.
– количество алюминиевых "тарелок",
украшающих потолок
11600
Новаторская
"Новаторская" - одна из самых ярких и
узнаваемых станций московской подземки. Главное ее украшение – подвесной потолок из
разноформатных панелей, покрытых цветной пленкой жизнерадостных оранжевых оттенков. Кроме
того, это первая станция, на которой применили стекло в качестве отделочного материала
потолка. Проходящий через стекло свет красиво преломляется, отражается, бликует – одним
словом, новаторский колорит.
оттенка оранжевого цвета используются в
оформлении потолка
3
Проспект Вернадского
Станция оформлена в стиле хай-тек. Серый,
стальной и черный цвета пола, колонн и потолка красиво сочетаются с ярко-оранжевой отделкой
путевых стен. Потолок отделан панелями, выложенными в шахматном порядке. Станция
двухуровневая, с балкона можно попасть на "Проспект Вернадского" Сокольнической линии.
тысяч человек - суточный пассажиропоток на
станции
350
Мичуринский проспект
Красно-серой цветовой гаммой "Мичуринский
проспект" напоминает свою "соседку" - одноименную станцию Солнцевской линии. Главная тема
оформления - китайский иероглиф, означающий дружбу, в окружении растительных гирлянд,
которые напоминают о работах биолога Ивана Мичурина.
участников голосования назвали станцию самой
красивой среди всех станций БКЛ, открытых в 2021 году
19%
Аминьевская
Главная архитектурная особенность станции -
3D-потолок. Он сделан из множества алюминиевых реек, которые напоминают волны. В этих волнах
расположились группы точечных светильников. Тема воды актуальна для станции "Аминьевская",
поскольку расположилась она в живописном месте, где протекают реки Сетунь и Раменка.
тысячи человек в час - пассажиропоток в часы
пик
23
Давыдково
Эту станцию уже прозвали "спасательным
кругом". Во-первых, она улучшила транспортную доступность для жителей районов Фили-Давыдково
и Можайский. Во-вторых, в окрестностях расположены Национальный центр управления в кризисных
ситуациях и главный храм МЧС России. В кассовом зале разместилось красивое панно "Звезда
спасения". В центре - икона Неопалимой Купины, покровительствующая МЧС, на периферии -
пожарная каланча.
м - длина станции
208
Кунцевская
7 декабря 2021 года в столичной подземке
появилась еще одна станция "Кунцевская". До этого в метро их было две: на
Арбатско-Покровской и Филевской линиях. Потом добавилась третья на МЦД-1. В общем, это
крайне оживленный транспортный узел. У станции два вестибюля - один наземный, другой
подземный. Отделана гранитом и керамогранитом светло-серых тонов по технологии, создающей
впечатление, что вся станция высечена из цельного камня.
м - ширина платформ
1,8
Терехово
Станция "Терехово" открылась 7 декабря 2021
года в Мневниковской пойме. Раньше здесь была живописная деревня, а сейчас район активно
развивается: строятся новые дома, спортивные объекты. Сама станция украшена силуэтами,
которые нанесли на колонны с помощью технологии цифровой печати по бетону. Привлекают
внимание светодиодные светильники-кольца, которые красиво распределяют свет в разные
стороны.
метра - глубина станции
22
Мнёвники
"Мнёвники" - одна из самых тихих и
одновременно одна из самых высоких станций московской подземки. Ее дизайн выбирали в ходе
открытого конкурса. Победителем в итоге стало архитектурное бюро Тимура Башкаева. Основной
материал оформления станции - бетон. В вестибюле и на платформе установлены декоративные
опоры ярко-красного цвета.
м - высота потолков на станции
9,6
Народное Ополчение
На станции мы видим множество отсылок к
народному ополчению 1612, 1812 и 1941 годов. Свое название станция получила благодаря
многочисленным обращениям местных жителей - потомков ополченцев Великой Отечественной войны.
Открытки с героями разных исторических эпох расположились вдоль путей, а сама станция
оформлена довольно сдержанно - серый гранит, нержавеющая сталь на колоннах.
- год, когда станция впервые была обозначена
на схеме развития метрополитена
1938
Хорошёвская
Каждый пассажир на станции "Хорошёвская"
должен посмотреть наверх: потолок здесь - настоящая энциклопедия авангардного искусства.
Вестибюли украшают композиции на тему работ Малевича и его последователей, а также отсылки к
творчеству знаменитых конструктивистов. Светоотражающий потолок визуально увеличивает
подземное пространство зала.
м - расстояние между путями на станции
18
Шелепиха
Станция обслуживает жилые и деловые
комплексы, расположенные в районе Большого Сити, а также находится в пешей доступности от
района Москва-Сити. Основные цвета в отделке станции - белый, желтый и черный. Белые колонны
неправильной формы создают иллюзию высоких потолков, сами потолки отделаны черными и желтыми
пластинами.
метров - высота колонн на станции
6
Деловой центр
Из вестибюля станции пассажиры могут попасть
в зону торгово-развлекательного комплекса "Афимолл" в центральной части "Москва-Сити".
Внешний вид "Делового центра" перекликается с дизайном "Москва-Сити", частью которого
является станция. Колонны и потолок облицованы металлом, ограждения балконов и витражи
сделаны из стекла. К северному балкону станции примыкают поперечные коридоры, ведущие к
станции "Деловой центр" Солнцевской линии.
тысяч человек - количество людей, ежедневно
приезжающих в центр "Москва-Сити"
300
ЦСКА
Сине-красные цвета в оформлении станции
узнает каждый спортивный болельщик - конечно же, это цвета ЦСКА. Один из выходов со станции
выводит к Дворцу спорта "Мегаспорт" - одному из крупнейших спортивных объектов Москвы. На
станции расположились бронзовые скульптуры спортсменов. Прообразом футболиста стал Всеволод
Бобров, хоккеиста - Денис Денисов, баскетболиста - Виктор Хряпа, лыжника - Николай
Панкратов.
подземных этажей расположены в каждом из
вестибюлей
5
Петровский парк
"Петровский парк" открылся в составе первого
участка БКЛ. Отсюда можно пересесть на зеленую линию - Замоскворецкую. Потому и оформлена
станция в темно-зеленой гамме. Название пошло от располагавшегося неподалеку путевого
дворца, где российские правители останавливались на пути из Петербурга в Москву. В конце
XVIII века в честь победы в русско-турецкой войне Екатерина II приказала построить дворец
для отдыха после долгой дороги.