Руслан Мельников
Сердце матери
Любовь Епистинии Федоровны Степановой согревает потомков ее девяти погибших сыновей

По-гречески Епистиния означает "знающая". Эта женщина в полной мере познала самое страшное материнское горе. Война забрала у Епистинии Федоровны Степановой девятерых сыновей. Один из них погиб еще в Гражданскую. Но основной удар по семье нанесла Великая Отечественная. Пятеро сыновей Епистинии Федоровны воевали с фашистами на территории Украины.
Епистиния Федоровна Степанова
Корреспонденту "Родины" посчастливилось пообщаться с внучкой великой Матери.
Герой Мизинчик

Павла Степанова не стало первым. Он учился в Киевском артиллерийском училище, летом 1941 года служил на Украине артиллеристом. В декабре пропал без вести.

Василий Степанов попал в плен в 1942 году, сумел сбежать и выйти к партизанам в Днепропетровской области.

- Но в партизанском отряде оказался предатель. Когда Василий собирал продовольствие для партизан, его выдали. Василия схватили фашисты и расстреляли в 1943 году, - рассказывает Светлана Крамарева, внучка Епистинии Федоровны.

Филипп Степанов тоже попал в плен в 1942 году под Харьковом, а в 1945-м умер в концлагере "Форелькруц" в Падерборне, не дождавшись Победы.

А самый младший из сыновей, 20-летний Александр Степанов, погиб в 1943-м при переправе через Днепр.
На встрече со школьниками - ровесниками внуков.
- Его назвали в честь другого Саши - старшего брата, убитого еще белоказаками, - поясняет Светлана Крамарева. - В семье у Александра было прозвище Мизинчик. Уходя на фронт, он сказал, что пришел его черед защищать семью и Родину. Рота под его командованием одной из первых сумела закрепиться на вражеском берегу Днепра и отбила семь атак. За захваченный плацдарм Александр сражался, даже когда остался один и почти без боеприпасов. Во время очередной атаки он уничтожил полтора десятка наступающих фашистов, а затем выдернул чеку последней гранаты, подорвав себя и немцев. Посмертно ему присвоили звания Героя Советского Союза. А похоронен Саша-Мизинчик в кургане возле украинского села Бобрица Черкасской области.

Незадолго до своего последнего боя Мизинчик отправил домой письмо: "Противника гоним - аж ноги болят... Берегите маму. Пусть меньше работает.... Ну будьте здоровы. А мы закончим, тогда приедем, если будет счастье".

Похоронки шли в дом Матери со всех фронтов Великой Отечественной - из Белоруссии, с Курской дуги... А единственным сыном, вернувшимся с войны, оказался Николай, израненный на украинской земле.

- Он служил в кавалерии. Но из-за ран был настолько слаб, что его домой привезла медсестра. Когда мать спросила его "Почему ты не писал, сынок?", он ответил: "Думал, что не выдюжу". Уже дома Николай умер от ран, так что война забрала у матери и его, - рассказывает Светлана Крамарева.
Бабушка Пестя

- Бабушка Епистиния еще ребенком приехала с семьей на Кубань с Украины, - продолжает рассказ внучка. - Мой прадедушка надорвался в пути и умер. Семья осталась без кормильца, и бабушку в восьмилетнем возрасте отдали батрачкой в богатый дом. Она ухаживала за скотиной, присматривала за детьми, работала в поле. А когда наступила зима, хозяева пожалели для нее теплую одежду. Бабушка рассказывала, как просила дать ей хотя бы юбку потеплее и слышала один и тот же ответ: "Работай получше - согреешься".

В 16 лет бабушка вышла замуж. Всего за свою жизнь родила 15 детей, четверо умерли маленькими. Жили очень бедно. Когда вырастали старшие дети, их одежду перешивали для младших. Обувь покупали только ношенную, а потом ремонтировали, и детвора ее донашивала. Когда в 1943-м пришли сразу три похоронки на сыновей, соседи рассказывали: ей часто становилось невмоготу, бабушка уходила далеко в поле и кричала. А об окончании войны вспоминала так: "Идут навстречу из станицы мужчина и женщина и говорят: "Бабушка, война кончилась!". "Да что вы? - говорю, - неправда". "Правда, бабушка!" Я заплакала, да и упала там. "Скажи, - спрашиваю, - земля, где ж мои сыночки?" Поплакала так и поднялась. Чужие сыновья приходят, а моих нет. А я жду. И ночью, и днем".
Епистиния Степанова у братской могилы в селе Бобрицы Черкасской области, где погиб и похоронен ее сын Герой Советского Союза Александр Степанов.
Десятый сын

У Епистинии Степановой, потерявшей девятерых сыновей, есть десятый. Названый, появившийся много лет спустя после Победы. Владимир Лебеденко считает Епистинию Федоровну мамой, и она относилась к нему как к родному.

А началось все в 1966 году, когда молодой солдат служил срочную в Тбилиси. Парня до глубины души поразила газетная публикация о несчастной матери, потерявшей всех сыновей. А когда он узнал, что Епистиния Степанова живет в Ростове-на-Дону, не выдержал и написал письмо. На конверте указал: "Ростов-на-Дону. Солдатской матери Степановой Епистинии Федоровне". Но послание нашло адресата! Вскоре пришел ответ...

В следующем письме солдат попросил у Епистинии Федоровны разрешения называть ее своей матерью, а ее погибших сыновей - братьями. Епистиния Степанова дала согласие на это. Завязалась переписка. А через несколько месяцев в воинскую часть пришла телеграмма: названого сына приглашали на 90-летие матери....
Владимир Александрович Лебеденко, названый сын Епистинии Федоровны.
Юбилей Епистинии Степановой отмечали в кубанской станице Днепровской. Когда солдат шел к столу, за спиной послышался шепот: "Десятый сын приехал". Как оказалось, газеты уже написали о нем.

Названые сын и мать обнялись как родные. Новая семья легко и по-доброму приняла молодого солдата. В 1969 году, когда умерла Епистиния Федоровна, Владимир Лебеденко отмечал свою свадьбу. Но бросил все и поехал попрощаться...

- Мама, а иначе я Епистинию Федоровну называть не могу, как мне кажется, до последнего дня ждала сыновей, - рассказал "Родине" Владимир Лебеденко. - Когда после службы я работал на Сельмаше, часто приходил к ней в гости. Она пекла пирожки, вязала и много рассказывал о своих мальчишках. А меня, когда ложился отдохнуть, по-матерински накрывала одеялом...
ПОТОМКИ ЕЕ СЫНОВЕЙ

11 внуков

17 правнуков

более 20 праправнуков
Любовь матери продолжает согревать потомков ее погибших сыновей.

P.S. - Я даже затруднюсь пересчитать всех ее внуков, правнуков и праправнуков, - говорит Светлана Крамарева. - Общая семейная трагедия объединила нас. Однажды мы собрались в Ростове, где бабушка жила последние годы, и дали друг другу слово регулярно встречаться, делиться новостями, рассказывать о своих успехах и помогать друг другу. Стараемся собираться в Тимашевске, где действует дом-музей и мемориальное подворье семьи Степановых. Когда приехали туда первый раз, словно попали в картинку из детства...
А в шествии Бессмертного полка несем вместе с внуками и правнуками портреты погибших сыновей бабушки Пести.