"Нас вытаскивали из
кабины..."
Шестое чувство летчика-истребителя может его спасти, но
перед этим - причинить нестерпимые муки.
"Когда враг поймал тебя в прицел и
вот-вот разнесет вдребезги, ты словно впадаешь в кому, - свидетельствует американский ас
Второй мировой Дон Джентайл. - Такое чувство, будто в твоем мозгу зажгли спичку и она горит
прямо там, в черепной коробке. Мозги плавятся от нестерпимой боли, и приходится бороться за
то, чтобы восстановить контроль над собственным рассудком. И пока борешься, сжимаешь изо
всех сил сердце в кулак так, что, кажется, кончики пальцев побелели, и не знаешь сколько
времени это продлится и когда наступит конец этой муке"8...
Огромные
скорости, на которых дрались истребители Второй мировой, - это еще и перегрузки
физические.
Ведь если на принятие решения - секунды (а если велит интуиция, то и
доли секунды), то надо мгновенно выполнять энергичный маневр! Либо закладывая крутой вираж,
либо резко уходя вверх, либо сваливаясь в пике.
А что значит войти в вираж
(разворот в горизонтальной плоскости) на большой скорости? Тут возникает такая перегрузка,
писал английский ас Джеймс Эдгар Джонсон, что "в глазах темнеет, и ты перестаешь различать
окружающее [...] Кровь превращается в нечто свинцовое и стекает к ногам. Ты отключаешься!
Когда самолет выходит из виража, перед глазами плавает какой-то серый нереальный
мир"9...
А перегрузка, создающаяся при резком переходе из пикирования
в набор высоты - на "горке"? На Як-1, на котором воевала Лидия Литвяк, она ощущалась
сильнее, чем на немецких "Мессершмиттах-109", так как "переламывание траектории" пикирующий
"Як" выполнял быстрее, чем "мессер".
Приходить в себя от перегрузки после этого
"переламывания" приходилось даже такому здоровяку, как знаменитый ас Александр Иванович
Покрышкин...
О том, чего все это стоило летчикам, вспоминает бывший штурман 46-го
гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка Александра Семеновна Попова:
"Я
видела Покрышкина, когда он прилетал из боевого вылета. Это был крепкий мужчина, ему не
двадцать лет и не двадцать три, как нам. Но пока самолет заправляли, техник успевал снять с
него рубашку и выкрутить. С него текло, как будто он под дождем был. Можете себе
представить, что было с нами. Прилетишь и не можешь даже из кабины выйти, нас вытаскивали.
Не могли даже планшет нести, тянули его по земле"10...
И это при том,
что воюя на У-2 летчицы испытывали в основном лишь психологические перегрузки: "Ты заходишь
над целью, тебя всю трясет. Все тело покрывается дрожью, потому что внизу огонь: отовсюду
стреляют"11...
А что должна была испытывать воевавшая на истребителе
Лидия Литвяк?
Миниатюрная, росточком около 150
сантиметров?
Преданность авиации, летный опыт инструктора аэроклуба - все это
физических сил и психологической устойчивости заменить не могло.
И тем не менее
Лидия воевала на истребителе - и не хуже мужчин.