1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке систем управления государственными (муниципальными) финансами руководствоваться положениями Концепции, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения.
Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин
Прим. ред: текст распоряжения опубликован в "Собрании законодательства РФ", 01.08.2011, N 31, ст. 4773
Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"
Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р.
В Концепции определяются цель, задачи, основные направления и принципы создания и развития государственной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет").
1. Необходимость создания и развития системы "Электронный бюджет"
В последнее 10-летие в сфере управления общественными (государственными и муниципальными) финансами проведен ряд реформ, которые охватили бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечили:
разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями (Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями) с закреплением за ними расходных обязательств и доходных источников;
переход на среднесрочное бюджетное планирование;
контроль за целевым использованием бюджетных средств;
своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
создание условий для повышения эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), в том числе посредством изменения порядка финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий.
В ходе реформ были определены новые требования к информации о деятельности публично-правовых образований в бюджетно-финансовой сфере. В результате возникли новые информационные потоки, обрабатываемые локальными автоматизированными информационными системами, функционирование которых позволило:
создать механизм эффективного управления единым счетом федерального бюджета;
организовать оперативную обработку всех операций в процессе кассового обслуживания бюджетов с использованием средств удаленного взаимодействия Федерального казначейства с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными и муниципальными учреждениями (далее - организации сектора государственного управления);
создать механизм предварительного контроля за соблюдением бюджетных ограничений в ходе оплаты расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
сформировать инструменты сбора и обработки консолидированной бюджетной отчетности;
проводить мониторинг и существенно повысить качество финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, к началу 2011 года сложился определенный уровень автоматизации различных функций и процессов, адекватный уровню развития сферы управления общественными финансами.
Однако до настоящего времени:
не во всех сферах управления общественными финансами применяются современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса;
не решены вопросы исключения дублирования операций по многократному вводу и обработке данных;
не осуществлена полная автоматизация с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельности организаций;
не внедрены информационные технологии, обеспечивающие взаимосвязь информации об исполнении бюджета с результатами деятельности организаций сектора государственного управления;
не создан механизм реализации закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципа прозрачности (открытости) бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей;
не раскрыта информация об активах и обязательствах публично-правовых образований, их финансовом состоянии.
Кроме того, совершенствование процедур и методов государственного управления определяет требования к новым механизмам и инструментам организации информационных потоков в сфере управления общественными финансами. Соответствие этим требованиям возможно обеспечить только путем развития информационных технологий, перевода их на качественно новый уровень сбора и обработки информации.
В актах Правительства Российской Федерации уже определены принципы и основные направления реализации политики информатизации в сфере государственного управления.
Государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р, предусмотрено решение задач по развитию экономики и финансовой сферы на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, а также предоставление возможности доступа граждан к информации о деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований путем:
развития системы межведомственного электронного взаимодействия;
методического и организационного обеспечения создания единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах;
формирования единого пространства доверия электронной подписи;
развития защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
развития единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы "Управление" и проекта "Электронный регион".
В Положении о единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе "Управление", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 1088, предусматривается интеграция информационных ресурсов информационных систем федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия высшими органами государственной власти решений в сфере государственного управления, планирования их деятельности, осуществления мониторинга, анализа и контроля исполнения принятых решений, а также реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
В Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года предусмотрено внедрение системы электронного бюджета, которая должна позволить перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Кроме того, к настоящему времени накоплен положительный опыт создания межведомственных информационных ресурсов, который необходимо учитывать при создании системы "Электронный бюджет".
С 2011 года функционирует официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru), обеспечивший интеграцию различных информационных ресурсов, прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по размещению заказов, а также доступность информации о государственных и муниципальных закупках для всех заинтересованных пользователей.
Другим положительным примером является создание единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru), реализованного с применением технологии межведомственного электронного взаимодействия и обеспечивающего доступ граждан к государственным и муниципальным услугам вне зависимости от того, какие ведомства задействованы при их оказании.
Аналогичные задачи решаются при внедрении информационной системы учета начислений и фактов уплаты налоговых платежей, государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов, создаваемой Федеральным казначейством совместно с администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и интеграции этой системы с указанным единым порталом.
В мировой практике можно выделить 2 подхода к созданию и развитию информационных систем управления общественными финансами - построение информационных систем по принципу максимально возможной унификации и интеграции функциональных областей управления (централизованный подход) и использование локальных систем (децентрализованный подход).
Первый подход распространен среди большинства стран, в которых уже функционируют информационные системы управления государственными финансами, - Австрия, Австралия, Канада, США, Франция и Бразилия. Второй подход лежит в основе информационной системы Великобритании.
К преимуществам построения информационных систем по принципу максимально возможной интеграции и унификации функциональных областей управления относятся использование единых требований к управлению государственными финансами, развитие межведомственного взаимодействия, оптимизация расходов на информационную, телекоммуникационную и транспортную инфраструктуру, энергетические и иные ресурсы. При этом данные системы менее адаптивны к внешним изменениям и запросам пользователей, требуют значительных затрат на обеспечение надежности функционирования и сохранности информационных ресурсов, а также соблюдения формальных процедур их применения.
Использование преимущественно локальных систем позволяет реализовать более гибкий подход к управлению финансами и возможность поэтапного развития существующей инфраструктуры, но не обеспечивает доступ к информации в режиме реального времени, требует значительных затрат на приобретение, сопровождение, доработку и модернизацию программного обеспечения. Такие системы являются достаточно материалоемкими и приводят к низкой производительности труда работников, занятых учетной деятельностью.
При создании и развитии системы "Электронный бюджет" целесообразно применить сочетание централизованного и децентрализованного подходов, обеспечив централизацию информационных потоков, влияющих на полноту, достоверность и оперативность учета финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, с последующей интеграцией их с процессами, охватывающими всю деятельность публично-правовых образований.
2. Цель, задачи, принципы и результаты создания и развития системы "Электронный бюджет"
Основной целью создания и развития системы "Электронный бюджет" является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.
Для достижения поставленной цели система "Электронный бюджет" должна обеспечивать решение следующих задач:
повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах;
создание инструментов для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения результатов реализации государственных программ и результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг (выполнение государственных функций);
обеспечение публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления в сфере управления общественными финансами;
обеспечение интеграции процессов составления и исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;
усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
обеспечение взаимосвязи реестров расходных обязательств с закрепленными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями публично-правовых образований.
Для достижения цели и решения поставленных задач функционирование системы "Электронный бюджет" будет основано на следующих принципах:
открытость информационных систем и интеграция имеющихся и вновь создаваемых информационных ресурсов различной архитектуры с возможностью дальнейшего их наращивания и развития;
интерактивный доступ к информационным системам всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных при условии регламентации прав доступа к ресурсам информационных систем;
исключение дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ввода информации и обеспечение ее обработки в режиме реального времени средствами самих информационных систем;
обеспечение удобства работы пользователей путем постоянного улучшения эргономических характеристик информационных систем и предоставления широкого набора интерфейсов;
обеспечение бесперебойности и надежности функционирования информационных систем с организацией многоуровневой защиты информации и информационных каналов.
По итогам создания и развития системы "Электронный бюджет" предусматривается:
формирование единого информационного пространства и осуществление интеграции информационных потоков организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами;
обеспечение открытости и доступности для граждан и организаций информации о прошлой, текущей и планируемой финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований;
обеспечение подотчетности органов государственной власти и органов местного самоуправления, создание инструментов для повышения ответственности публично-правовых образований за выполнение их функций, достижение индикаторов результативности деятельности и эффективности использования ресурсов;
улучшение позиции Российской Федерации в международном рейтинге, формируемом в соответствии с Кодексом надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере Международного валютного фонда (Open Budget Index) на основе интегральных показателей прозрачности информации о государственных финансах.
Целевыми показателями создания и развития системы "Электронный бюджет" являются:
достижение значения интегрального показателя прозрачности информации о государственных финансах, составляющего не менее 70 баллов;
доведение доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления не менее чем до 70 процентов;
сокращение времени обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора государственного управления на 30 процентов;
сокращение сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления в 1,5 раза;
доведение доли информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в режиме реального времени, до 100 процентов;
обеспечение возможности доступа к работе в системе "Электронный бюджет" всем субъектам Российской Федерации и не менее 50 процентам муниципальных образований Российской Федерации;
доведение количества субъектов Российской Федерации, организации сектора государственного управления которых будут иметь аналогичные с федеральными организациями сектора государственного управления показатели в отношении доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в области финансово-хозяйственной деятельности, а также в отношении сокращения времени обработки финансовой и управленческой документации и сокращения сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности, не менее чем до 20.
3. Основные направления создания и развития системы "Электронный бюджет"
Создание системы "Электронный бюджет" включает в себя следующие направления:
создание и внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами;
переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере управления общественными финансами;
автоматизация учетной деятельности, а также интеграция и обеспечение взаимосвязи всех видов учета и отчетности публично-правовых образований;
интеграция процессов управления общественными финансами публично-правовых образований;
обеспечение взаимосвязи информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности;
обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами.
Создание и внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами, является ключевым звеном системы "Электронный бюджет".
В рамках Концепции под системой формуляров понимается совокупность структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции, совершаемые организациями сектора государственного управления в процессе их финансово-хозяйственной деятельности.
Особое значение при создании и развитии системы формуляров имеет использование единых реестров и классификаторов, к которым будут отнесены перечни стандартизированной информации, необходимой для заполнения формуляров системы "Электронный бюджет". Поддержка их в актуальном состоянии должна осуществляться путем обеспечения сохранения предыдущих версий структур справочников (данных), а также связей между реквизитами нормативных документов, определяющих состав и правила ведения реестров и классификаторов.
На первом этапе реализации Концепции необходимо принятие правовых актов, определяющих методологические принципы создания формуляров, реквизиты и перечень реестров и классификаторов, используемых в системе "Электронный бюджет" (реестр организаций сектора государственного управления, реестр расходных обязательств публично-правовых образований, бюджетная классификация, реестр типовых государственных (муниципальных) контрактов, классификаторы продукции и услуг, реестр должностей государственной службы и др.).
Необходимо обеспечить поддержку региональных и муниципальных реестров и классификаторов в целях унификации методологических подходов к информации, используемой в системе управления финансами.
Для обеспечения полноты и достоверности информации при ведении формуляров должны соблюдаться следующие требования:
исключение дублирования процедур сбора информации путем однократности ее ввода;
обязательное применение реестров и классификаторов при заполнении формуляров;
полное и своевременное отражение в электронном виде всех совершаемых финансово-хозяйственных операций.
Применение реестров и классификаторов, ведение которых осуществляется уполномоченными органами государственной власти, и разработка (при необходимости) в установленном порядке новых реестров и классификаторов позволит унифицировать требования к переводу всей информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в электронный вид. Полнота и взаимосвязь данных, содержащихся в различных реестрах и классификаторах, а также однократность ввода исходных данных в единую систему формуляров обеспечит необходимую интеграцию информации.
Необходимым условием создания системы "Электронный бюджет" является переход на юридически значимый электронный документооборот. Приоритетной задачей является перевод всех документов, используемых в процессе создания информации о деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами, в электронный вид через систему формуляров и идентификация (аутентификация) пользователей в информационных системах, а также обеспечение их интерактивного взаимодействия.
Каждому пользователю предоставляется интерактивный доступ к информационным ресурсам вне зависимости от его территориальной удаленности через систему "личных кабинетов". При этом целесообразно обеспечить пользователю как стационарный вариант подключения к "личному кабинету", так и вариант использования мобильных устройств с необходимым спектром функциональных возможностей системы.
Для автоматизации взаимодействия пользователей в системе "Электронный бюджет" будут реализованы регламенты и форматы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, а достижение конфиденциальности будет обеспечено через процедуру аутентификации и авторизации с регламентацией прав доступа пользователя к ресурсам информационных систем.
Для электронного взаимодействия пользователей необходимо обеспечить единое пространство доверия электронной подписи для юридически значимого документооборота с применением средств электронной подписи, в том числе выдаваемых Федеральным казначейством.
Внедрение юридически значимого электронного документооборота в финансово-хозяйственную деятельность организаций сектора государственного управления создает возможность автоматизации и интеграции всех видов учета и отчетности по принципу обеспечения обработки информации, формируемой посредством единого ввода, в режиме реального времени средствами самих информационных систем.
Для реализации указанного принципа предлагается осуществить автоматическое преобразование введенной в систему формуляров информации в учетные записи согласно установленным правилам и отражение информации по соответствующим регистрам и счетам бухгалтерского и управленческого учета. Автоматизация учетной деятельности обеспечит интеграцию всех видов учета в электронном бюджете. При этом каждый ввод новых данных в систему будет обновлять учетные записи в регламентном порядке.
Использование единых для всех пользователей портальных решений, системы формуляров, а также применение реестров и классификаторов позволит создать условия для централизованного ведения бухгалтерского учета в электронном виде в рамках публично-правового образования (формирование единой главной книги). Переход к электронной регистрации, учету и контролю исполнения документов создаст возможность автоматически формировать управленческие документы и регламентную отчетность. Функциональные возможности системы "Электронный бюджет" обеспечат их предоставление различным категориям пользователей в соответствии с регламентируемым доступом к отчетности и первичным документам. Использование возможностей распределенного доступа позволит пользователям работать с отчетностью в интерактивном режиме (в том числе с использованием мобильных устройств). В интерактивном режиме будут в полном объеме поддерживаться функции оперативной аналитической обработки данных отчета (детализация, агрегирование, изменение формы представления отчетов и др.).
Для реализации указанных подходов потребуется:
формирование методологии управленческого учета, в том числе его интеграции с другими видами учета;
совершенствование плана счетов бухгалтерского учета и системы счетов управленческого учета в части изменения показателей стандартизированных форм отчетности;
изменение порядка ведения учета, формирования, сбора и предоставления бухгалтерской и управленческой отчетности.
В результате предполагается повышение прозрачности и достоверности бухгалтерской и управленческой отчетности, сокращение сроков ее предоставления, обеспечение оперативного доступа к учетным данным организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований.
Создание системы "Электронный бюджет" будет основано на интеграции процессов управления финансовой деятельностью организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, что позволит осуществить переход к новому качеству их финансового менеджмента. Для этого необходимо унифицировать требования к стандартам хранения и регламентам обмена информацией между различными информационными системами организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, обеспечить полноту и взаимосвязь данных, содержащихся в различных реестрах и учетных системах, а также однократность ввода исходных данных в систему.
В рамках создания системы "Электронный бюджет" предусматривается интеграция и (или) автоматизация следующих процессов:
бюджетное планирование;
управление доходами;
управление расходами;
управление долгом и финансовыми активами;
управление денежными средствами;
управление закупками;
управление нефинансовыми активами;
управление кадровыми ресурсами;
бухгалтерский и управленческий учет;
финансовый контроль.
Автоматизация указанных процессов позволит обеспечить мониторинг результативности и эффективности финансовой деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, упорядочить процедуры управления в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности указанных организаций и образований. Использование единых реестров, классификаторов и формуляров приведет к интеграции процессов управления по установленным регламентам обмена данными.
Интеграция подсистем внутри системы "Электронный бюджет" и внешних информационных систем позволит перейти к современным стандартам организации управления информационными потоками, а также создаст предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов.
Для обеспечения взаимосвязи информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности предусматривается внедрение программно-целевого принципа организации деятельности публично-правовых образований путем создания условий для интеграции стратегических целей и всей совокупности мер для их достижения в рамках государственных и муниципальных программ.
Кроме того, с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" определены новые требования к организации деятельности государственных и муниципальных учреждений, включающие как изменение форм и методов финансового обеспечения этих организаций, так и формирования количественных и качественных показателей их деятельности, определяемых учредителями учреждений в государственных и муниципальных заданиях. Предусматривается создание официального сайта в сети Интернет для размещения информации о деятельности всех государственных и муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества.
Интеграция системы "Электронный бюджет" с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления позволит обеспечить взаимосвязь информации о финансовых показателях деятельности публично-правовых образований с данными о результатах их деятельности, в том числе взаимосвязь:
данных о бюджетных расходах на реализацию государственных и муниципальных программ (подпрограмм) - с результатами их реализации;
данных о расходах на государственные и муниципальные услуги - с информацией о плановых и фактических объемах предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о нормативных затратах на оказание государственных и муниципальных услуг;
информации о бюджетных инвестициях - с перечнем поставленных на учет нефинансовых активов;
объемов межбюджетных трансфертов - с показателями оценки эффективности реализации соответствующих государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации.
Реализация этого направления создаст инструменты для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, определения плановых результатов бюджетных расходов и мониторинга их достижения, а также обеспечит возможность установления измеримых результатов, характеризующих объем и качество оказания государственных услуг.
Обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами также является важным направлением развития системы "Электронный бюджет".
Существенным условием повышения эффективности бюджетных расходов является обеспечение интерактивного взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях предоставления бюджетной информации. На первом этапе реализации Концепции необходимо утвердить единые стандарты и регламенты предоставления организациями сектора государственного управления и публично-правовыми образованиями достоверной, полной и доступной информации о деятельности в сфере управления общественными финансами.
Важным направлением при формировании системы "Электронный бюджет" является создание и развитие единого портала бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающего доступность информации о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов для всех категорий потребителей.
В целях повышения прозрачности и публичности процесса управления общественными финансами на указанном портале предлагается размещать в том числе информацию:
о прогнозных и фактических поступлениях доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах, плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления;
о расходах на реализацию государственных и муниципальных программ (подпрограмм);
об основных показателях государственных и муниципальных заданий применительно к каждому государственному или муниципальному учреждению;
об использовании государственными и муниципальными учреждениями переданного им в управление недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе для оказания услуг или выполнения функций.
На едином портале бюджетной системы Российской Федерации в соответствующих разделах будет обеспечен доступ (ссылки) к информации, размещенной на других официальных сайтах, в том числе:
на официальном сайте, предназначенном для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях, о выполнении ими государственных и муниципальных заданий и об использовании закрепленного за ними имущества;
на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров (www.torgi.gov.ru);
на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Технологические и функциональные компоненты единого портала бюджетной системы Российской Федерации, методическая поддержка организаций сектора государственного управления позволят реализовать единые подходы и использовать удобные для пользователя интерфейсные решения (навигация, поиск, уведомления, рассылки и иные сервисы). Сервисы портала должны быть доступны, в том числе с использованием мобильных устройств.
При создании единого портала бюджетной системы Российской Федерации необходимо также использование системы инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Для этого предлагается сформировать требования к перечню базовых пространственных данных и базовой пространственной информации, связанных с системой управления общественными финансами, разрабатываемых в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".
Размещение информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации создаст условия для формирования механизмов общественного контроля за деятельностью организаций сектора государственного управления, повышения эффективности деятельности органов государственного управления и качества принимаемых ими решений, а также подотчетности деятельности публично-правовых образований.
4. Архитектура системы "Электронный бюджет" и информационная среда в сфере управления общественными финансами
Архитектура системы "Электронный бюджет" включает в себя следующие элементы:
централизованные подсистемы системы "Электронный бюджет", реализующие основные функции в сфере управления общественными финансами и используемые федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, федеральными государственными учреждениями;
сервисные подсистемы системы "Электронный бюджет", обеспечивающие опциональное предоставление информационных сервисов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям;
единый портал бюджетной системы Российской Федерации, создаваемый в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований.
При создании и развитии электронного бюджета будет обеспечено информационное взаимодействие подсистем электронного бюджета с внешними информационными системами федеральных органов власти, иных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формирующее интегрированную информационную среду в сфере управления общественными финансами.
Создание системы "Электронный бюджет" будет основано на максимальном использовании результатов информатизации, достигнутых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также на исключении дублирования прикладных и инфраструктурных решений, реализованных в рамках введенных в промышленную эксплуатацию систем и элементов электронного правительства.
Основу системы "Электронный бюджет" составляют централизованные подсистемы:
ведения реестров;
бюджетного планирования;
управления доходами;
управления долгом и финансовыми активами;
управления денежными средствами;
управления расходами;
управления закупками;
управления нефинансовыми активами;
управления кадровыми ресурсами;
учета и отчетности;
финансового контроля;
информационно-аналитического обеспечения.
Подсистема ведения реестров предназначена для централизованного ведения реестров, классификаторов, нормативно-справочной информации, шаблонов формуляров, используемых при формировании информации в подсистемах системы "Электронный бюджет". Подсистема ведения реестров будет обеспечивать интеграцию с системами ведения реестров, классификаторов, нормативно-справочной информации иных уполномоченных органов государственной власти, ответственных за их ведение.
Подсистема бюджетного планирования предназначена для осуществления формализованных процедур составления бюджета, ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей. В рамках этой подсистемы будет обеспечена интеграция бюджетных данных с реестром расходных обязательств, реестром государственных контрактов, государственными заданиями на оказание услуг (выполнение работ), а также с внешней информационной системой по ведению федеральной адресной инвестиционной программы.
Подсистема управления доходами предназначена для учета операций по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, учета и распределения поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, учета операции по начислению и поступлению доходов от приносящей доход деятельности организаций сектора государственного управления. В рамках этой подсистемы будет реализован обмен информацией о начисленных, уплаченных и зачисленных платежах между администраторами доходов, кредитными организациями и плательщиками.
Подсистема управления долгом и финансовыми активами предназначена для ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, планирования и учета операций по заимствованиям и размещению финансовых активов, регистрации договоров о предоставлении государственных гарантий, поручительств. В рамках подсистемы будет обеспечена интеграция с информацией о поступлениях и выплатах в процессе кассового планирования для управления ликвидностью единого счета федерального бюджета.
Подсистема управления денежными средствами предназначена для формирования кассового плана исполнения бюджета, оценки потенциальных кассовых разрывов, размещения временно свободных средств федерального бюджета. В рамках этой подсистемы также будет реализовано ведение счетов организаций сектора государственного управления, открываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в Федеральном казначействе, и осуществление бюджетных платежей с обеспечением их унификации с банковскими расчетными технологиями.
Подсистема управления расходами предназначена для выполнения функций по доведению ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до участников бюджетного процесса, санкционированию, проведению и учету кассовых расходов, ведению реестра контрактов, регистрации актов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) и счетов (счетов-фактур), в том числе путем организации обмена информацией между организациями сектора государственного управления, кредитными организациями и поставщиками товаров (работ, услуг), регистрации государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и соглашений о предоставлении субсидий и межбюджетных трансфертов, а также планов финансово-хозяйственной деятельности и отчетов о выполнении условий соглашений.
Подсистема управления закупками предназначена для ведения планов закупок, подготовки размещения извещений на проведение торгов. В рамках этой подсистемы будет обеспечена взаимосвязь плана закупок с бюджетными назначениями, информацией об актах выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг), счетах (счетах-фактурах) и платежах, информационное взаимодействие с данными подсистем учета и отчетности, управления нефинансовыми активами, а также интеграция с официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Подсистема управления нефинансовыми активами предназначена для ведения актуальной и полной информации о произведенных и непроизведенных нефинансовых активах Российской Федерации, учета плановых и фактических данных о бюджетных расходах на содержание нефинансовых активов, доходах от управления нефинансовыми активами, учета всех операций с нефинансовыми активами организаций сектора государственного управления. В рамках реализации подсистемы будет обеспечена взаимосвязь с подсистемами управления закупками и учета и отчетности, интеграция с информационной системой по ведению федеральной адресной инвестиционной программы, а также с реестрами федерального имущества, формирование которых осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Подсистема управления кадровыми ресурсами предназначена для ведения учета кадров и рабочего времени и расчета затрат на оплату труда. В рамках реализации подсистемы будет обеспечена интеграция с данными подсистемы учета и отчетности и федеральным порталом управленческих кадров.
Подсистема учета и отчетности предназначена для выполнения функций ведения бюджетного учета операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов и учета операций по организации исполнения бюджетов, бухгалтерского учета операций по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления, управленческого учета, расчета фактической себестоимости оказываемых услуг, а также для формирования всех видов отчетности, представляемой в том числе в налоговые органы и государственные внебюджетные фонды. При этом будет обеспечена юридическая значимость электронных отчетных документов.
Подсистема финансового контроля предназначена для автоматизации планирования и подготовки мероприятий по внутреннему контролю и мониторингу результатов устранения выявленных нарушений. Для целей внешнего контроля подсистема будет предоставлять возможность доступа Счетной палате Российской Федерации и иным контролирующим органам к информации, содержащейся в системе "Электронный бюджет". Эта подсистема может также использоваться федеральными органами исполнительной власти, выполняющими функции и полномочия учредителя, для контроля подведомственных государственных учреждений.
Подсистема информационно-аналитического обеспечения предназначена для накопления, использования, сопоставления и анализа информационных ресурсов системы "Электронный бюджет" и других внешних источников информации, мониторинга и оценки результативности и эффективности деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами, в том числе с использованием инфраструктуры пространственных данных.
Перечень и содержание централизованных подсистем системы "Электронный бюджет" могут быть уточнены и дополнены в ходе ее проектирования, создания и развития.
Указанные централизованные подсистемы будут предоставляться в качестве сервисных подсистем для использования субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или организациями сектора государственного управления на безвозмездной основе, в том числе по модели "программное обеспечение как услуга" (SaaS). Функциональные задачи, решение которых обеспечивается сервисными подсистемами системы "Электронный бюджет", аналогичны задачам, описанным при характеристике ее централизованных подсистем.
Единый портал бюджетной системы Российской Федерации будет состоять из закрытой и открытой частей.
Открытая часть портала предусматривается как публичный информационный ресурс, обеспечивающий свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами. Источником сведений, размещаемых в открытой части портала, будет информация, хранение и обработка которой осуществляются в централизованных и сервисных подсистемах системы "Электронный бюджет".
Закрытая часть портала будет состоять из "личных кабинетов", доступных пользователям, обладающим соответствующими полномочиями и имеющими сертификаты ключей электронной подписи, и являться единой точкой доступа пользователей к функциям централизованных и сервисных подсистем системы "Электронный бюджет". При этом будет реализовано единое и унифицированное для всех подсистем управление уровнем доступа пользователей к функциям подсистем системы "Электронный бюджет" в зависимости от их полномочий.
При проектировании и разработке электронного бюджета будут соблюдаться следующие основные принципы создания технической архитектуры:
централизованные или облачные технологии (предоставленные пользователям как сервис) хранения и обработки информации;
использование интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных;
создание стандартных интерфейсов для взаимодействия информационных ресурсов с другими (внешними) системами в рамках системы "Электронный бюджет", основанных на открытых промышленных стандартах межсистемного взаимодействия;
обеспечение готовности технической инфраструктуры (включая системы инженерного обеспечения) к развитию системы "Электронный бюджет" в части расширения его функциональности, увеличения числа пользователей и обслуживаемых организаций, повышения качества предоставляемых сервисов;
унификация интерфейсов для обеспечения всех видов взаимодействия с системой и ее компонентами, реализованными на основе единых унифицированных правил;
обеспечение необходимого уровня отказоустойчивости и катастрофоустойчивости (соответствие требованиям инфраструктуры не менее Tier 3, определяемых международным стандартом TIA-EIA-942 "Телекоммуникационная инфраструктура центров обработки данных").
В целях повышения эффективности использования вычислительных ресурсов, снижения стоимости владения комплексом технических средств, а также для улучшения межведомственного информационного обмена предусматривается обеспечение согласованного развития информационных систем Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти за счет совместного использования технической инфраструктуры путем организации системы центров обработки данных.
Кроме того, предусматривается возможность предоставления инфраструктуры центров обработки данных пользователям сервисных подсистем системы "Электронный бюджет" по модели "инфраструктура как сервис" (IaaS).
При формировании требований к технической архитектуре необходимо ориентироваться как на существующие и апробированные технологии, так и на тенденции развития и перспективные технологии, находящиеся на первых этапах выхода на рынок. Техническая архитектура должна быть достаточно гибкой и обеспечивать дальнейшее развитие инфраструктуры путем замены морально устаревающих компонентов более современными. Необходимо обеспечить инвариантность инфраструктуры для выполнения различных прикладных и обеспечивающих задач, а также возможность внедрения единой централизованной системы управления сетью и сетевой безопасностью.
Решения о реализации технической архитектуры системы "Электронный бюджет" принимаются на этапах ее проектирования и эксплуатации.
В целях стандартизации унифицированных операций и удешевления используемых программных средств при формировании системы "Электронный бюджет" будет создана сервисная инфраструктура (сервисные подсистемы электронного бюджета, центры сервисного обслуживания) для максимально широкого использования различными категориями пользователей.
Формирование сервисных подсистем системы "Электронный бюджет", обеспечивающих опциональное предоставление информационных сервисов организациям сектора государственного управления и публично-правовым образованиям, позволит использовать систему "Электронный бюджет" для повышения качества и эффективности управления общественными финансами. Опциональные информационные сервисы системы "Электронный бюджет" могут использоваться для выполнения отдельных процессов управления деятельностью, в том числе в части планирования бюджета, управления доходами, управления долгом и финансовыми активами, управления закупками, управления основными средствами и нематериальными активами, управления персоналом, ведения бухгалтерского и управленческого учета и формирования отчетности.
Предоставление различных информационных сервисов системы "Электронный бюджет" обеспечит необходимые условия для создания центров сервисного обслуживания деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований. Центры сервисного обслуживания могут быть созданы для концентрации обеспечивающих функций различных участников в одной организации, располагающей всеми необходимыми ресурсами для их реализации.
Использование центров сервисного обслуживания позволит организациям сектора государственного управления сконцентрироваться на основной деятельности, повысить профессионализм выполнения обеспечивающих функций, а также сократить расходы за счет использования автоматизированных инструментов и снижения стоимости работ при увеличении объема работ.
Реализация основных направлений создания и развития системы "Электронный бюджет" будет способствовать координации деятельности органов государственной власти, достижению гармонизации и упрощению управленческих и учетных операций, повышению оперативности и прозрачности (открытости) деятельности организаций сектора государственного управления.
Система "Электронный бюджет", основной функцией которой является автоматизация процедур бюджетного планирования, бюджетного учета кассовых операций бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бухгалтерского и управленческого учета операций по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления, содержит в себе информацию об объектах учета, на которых базируются показатели иных информационных систем, реализующих отдельные процессы управления либо агрегирующих информационные потоки для обеспечения принятия управленческих решений.
В целях обеспечения достоверности информации, оперативности и прозрачности деятельности публично-правовых образований предусматривается информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" с внешними информационными системами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которое будет формировать интегрированную информационную среду в сфере управления общественными финансами, обеспечивающую обмен информацией между следующими информационными системами:
единая вертикально интегрированная государственная автоматизированная информационная система "Управление" - в части направления информации о бюджетных проектировках и об исполнении федерального бюджета, включая информацию о кассовом исполнении федерального бюджета и бюджетную отчетность главных распорядителей средств федерального бюджета;
федеральная информационная система "Реестр федерального имущества" - в части передачи данных о поставленных на учет в организациях сектора государственного управления зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, а также иных объектах движимого и недвижимого имущества;
официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг - в части получения сведений о планах-графиках закупок и заключенных контрактах и направления в установленном порядке планов закупок и учетной информации о закупочной деятельности организаций сектора государственного управления;
информационный ресурс федеральной адресной инвестиционной программы - в части использования сведений о наименованиях объектов капитального строительства, государственных заказчиках, застройщиках, мощностях объектов и сроках их ввода в эксплуатацию, а также направления информации о плановых и фактических бюджетных ассигнованиях на реализацию инвестиционных проектов, лимитах бюджетных обязательств и произведенных кассовых расходах на указанные цели;
федеральная государственная информационная система "Федеральный портал управленческих кадров" - в части предоставления сведений о вакантных должностях, имеющихся в отдельных организациях сектора государственного управления, а также иной сводной аналитической информации о кадровых ресурсах;
информационные системы администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - в части использования сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и проекта бюджета, составления и ведения кассового плана, информации о начисленных платежах в бюджет, а также направления сведений о доходах, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации;
информационные системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - в части информационного обмена в рамках реализации функций по управлению общественными финансами;
иные информационные системы, созданные или создаваемые в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".
Информационное взаимодействие подсистем системы "Электронный бюджет" с внешними информационными системами будет осуществлено на основе использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
5. Механизмы, этапы и источники финансирования создания и развития системы "Электронный бюджет"
Механизм создания и развития системы "Электронный бюджет" предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мер, необходимых для повышения эффективности реализации мероприятий и достижения планируемых результатов формирования информационной среды управления общественными финансами.
Механизм создания и развития системы "Электронный бюджет" включает в себя организационную структуру управления процессом создания и развития указанной системы, а также этапы и сроки реализации мероприятий по ее созданию и развитию.
С учетом сложности, комплексности и масштабности реализации задач по созданию и развитию системы "Электронный бюджет" предлагается многоуровневая система управления таким процессом.
Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления:
организует разработку перспективных стратегий и утверждает планы мероприятий по созданию и развитию системы "Электронный бюджет", осуществляет контроль их исполнения;
координирует действия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части создания и развития информационных систем, входящих в систему "Электронный бюджет" и интегрируемых с ней;
координирует планирование и использование федеральными органами исполнительной власти бюджетных средств на осуществление ими деятельности по внедрению и применению информационных технологий в части создания и развития информационных систем, входящих в систему "Электронный бюджет" и интегрируемых с ней;
рассматривает и согласовывает требования к системе "Электронный бюджет" и ее архитектуру, в том числе перечень и содержание централизованных подсистем системы "Электронный бюджет".
Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает создание и развитие системы "Электронный бюджет", в том числе разрабатывает и (или) принимает в пределах своих полномочий необходимые нормативные правовые акты, формирует требования к созданию и развитию системы "Электронный бюджет", координирует формирование требований к системе других федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения информационного взаимодействия с подсистемами системы "Электронный бюджет" и обеспечивает разработку и мониторинг исполнения планов мероприятий по ее созданию и развитию.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" обеспечивает проведение экспертной оценки документов по информатизации, формируемых при планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию системы "Электронный бюджет".
Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с функциями и полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности формируют требования к отдельным подсистемам системы "Электронный бюджет", реализуют мероприятия по информационному взаимодействию ведомственных информационных систем с системой "Электронный бюджет" в соответствии с утвержденными планами мероприятий, а также реализуют мероприятия по внедрению сервисных подсистем системы "Электронный бюджет" для автоматизации отдельных функций.
Федеральное казначейство обеспечивает реализацию планов мероприятий по созданию и развитию системы "Электронный бюджет", ее соответствие установленным требованиям и является оператором системы "Электронный бюджет".
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставляется возможность обеспечения информационного взаимодействия своих информационных систем с системой "Электронный бюджет" на основе утвержденных открытых стандартов и (или) внедрения сервисных подсистем системы "Электронный бюджет".
Создание и развитие системы "Электронный бюджет" предлагается реализовать в 2 этапа:
на первом этапе осуществляются разработка и внедрение первой очереди системы "Электронный бюджет" (2011 - 2012 годы);
на втором этапе осуществляется развитие системы "Электронный бюджет" (2013 - 2015 годы).
До начала работ по формированию системы "Электронный бюджет" необходимо обеспечить разработку и утверждение организационно-распорядительных документов для организации управления созданием и развитием системы "Электронный бюджет", формирование структуры управления проектом, создание рабочих групп и регламентов их взаимодействия.
На первом этапе предлагается осуществить проектирование системы "Электронный бюджет", включая разработку общей информационной, программной и технической архитектуры системы, формирование организационной, методологической документации и нормативной правовой базы, в том числе регламентирующей методологические принципы создания формуляров, перечни и реквизиты реестров и классификаторов, используемых в системе, разработку, внедрение прототипов отдельных централизованных подсистем системы "Электронный бюджет" и их апробирование в пилотных федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также реализовать мероприятия по модернизации имеющихся информационных баз (реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр государственных контрактов и т.д.).
При проектировании системы "Электронный бюджет" будет проведен анализ существующих информационных систем, функционально связанных с подсистемами системы "Электронный бюджет", по итогам которого информационные системы будут классифицированы на системы, подлежащие замещению подсистемами системы "Электронный бюджет" или интеграции с ней.
В части создания аппаратно-технического обеспечения на первом этапе создания и развития системы "Электронный бюджет" предусматривается:
организация центра обработки данных и создание на его базе, а также на базе имеющихся центров обработки данных Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти первой очереди технической инфраструктуры, обеспечивающей функционирование существующих информационных систем Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;
организация интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных, обеспечивающей информационное взаимодействие и объединяющей вычислительные мощности центра обработки данных и программно-аппаратные комплексы системы "Электронный бюджет".
На втором этапе будет осуществлено развитие и внедрение подсистем системы "Электронный бюджет" в федеральных органах исполнительной власти и ряде субъектов Российской Федерации, их интеграция с внешними информационными системами, реализующими отдельные процессы управления, а также развитие единого портала бюджетной системы Российской Федерации, в том числе совершенствование его структуры, функций и содержания информационного ресурса.
В части создания аппаратно-технического обеспечения на втором этапе предусматривается:
организация второй очереди технической инфраструктуры центров обработки данных;
развитие центров обработки данных, а также (при необходимости) имеющихся центров обработки данных Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти с учетом реализуемых на втором этапе подсистем системы "Электронный бюджет", требований информационной безопасности и дальнейшего развития системы;
развитие интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных, обеспечивающей информационное взаимодействие всех элементов системы "Электронный бюджет".