Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части установления особенностей банкротства предпринимательских групп" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 77 Плана по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным 2 марта 2010 г. N 972п-П13.
В настоящее время предпринимательские группы являются весьма распространенной формой ведения бизнеса.
Учитывая высокую степень организационно-правовой и (или) имущественной связанности отношений внутри предпринимательских групп на практике часто возникают ситуации, когда у нескольких членов предпринимательской группы либо всей группы в целом имеются признаки банкротства, а у контролирующего лица такие признаки могут отсутствовать.
Однако нормы действующего законодательства о несостоятельности не учитывают особенностей организации и функционирования предпринимательских групп, а воспроизводят следующий процессуальный принцип: "один должник - одно дело о банкротстве".
Таким образом, законодательство исключает возможность процессуальной координации (объединения) дел о банкротстве должников - членов предпринимательской группы.
В рамках деятельности Рабочей группы V (Законодательство о несостоятельности) Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) с 2002 года широко обсуждается необходимость установления во внутреннем законодательстве различных государств специального режима несостоятельности организаций, входящих в состав предпринимательских групп.
Часть "С" Руководства ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по вопросам законодательства о несостоятельности также содержит рекомендации, касающиеся целесообразности урегулирования в законодательстве различных стран вопросов, связанных с несостоятельностью членов предпринимательских групп.
Вместе с тем необходимо отметить, что Рабочей группой V (Законодательство о несостоятельности) ЮНСИТРАЛ1 достаточно проработаны вопросы, связанные только с процессуальной координацией (объединением) дел о несостоятельности членов предпринимательской группы.
Целесообразность и механизмы материальной консолидации (установления единого режима имущественной массы) должников - членов предпринимательской группы вызывают серьезные сомнения со стороны представителей международного профессионального сообщества, в связи с чем требуют дополнительной проработки и обсуждения.
Законодательство о несостоятельности (банкротстве) США, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Испании уже содержит положения, регламентирующие проведение консолидированных процессов (процессуальную координацию) по делам о несостоятельности нескольких членов одной предпринимательской группы.
Так, статья 1015 части 11 Кодекса о банкротстве США предусматривает возможность:
подачи объединенного заявления о ликвидации (банкротстве) нескольких связанных между собой должников;
осуществления ликвидации (банкротства) нескольких связанных между собой должников путем введения совместной (консолидированной) процедуры по усмотрению суда.
Коммерческий кодекс Франции, принятый в 2000 году, также допускает возможность проводить консолидированные реорганизационные (реабилитационные) и ликвидационные процедуры в отношении членов одной группы компаний в добровольном порядке, а также по усмотрению суда2.
Закон о банкротстве Испании3, принятый в 2003 году, предусматривает:
1) право кредитора подать в суд объединенное заявление о банкротстве нескольких должников в случае, если у таких должников выявлены факты смешения активов и обязательств, они состоят в одной группе компаний, подконтрольны одному лицу и объединены единым способом принятия управленческих решений;
2) возможность арбитражного управляющего в случае возбуждения производства по делу о банкротстве в отношении одного из членов группы обращаться в суд с ходатайством о введении процедуры банкротства и в отношении другого члена указанной группы, если указанное лицо солидарно несет ответственность по обязательствам этого лица;
3) критерии определения суда, компетентного рассматривать объединенное заявление о банкротстве нескольких должников - членов группы (по аналогии с определением центра основных интересов в делах о трансграничном банкротстве).
На основании изложенного законопроектом предлагается ввести и в российское законодательство специальные положения, регулирующие вопросы процессуальной координации (объединения) дел о несостоятельности (банкротстве) должников - членов одной предпринимательской группы.
В частности, вводится термин "предпринимательская группа", под которым понимается совокупность двух или более взаимозависимых юридических лиц, которые в продолжение не менее чем одного года до возбуждения дела о банкротстве предпринимательской группы были подконтрольны одному контролирующему лицу - члену этой предпринимательской группы и в течение указанного периода осуществляли свою основную деятельность под централизованным управлением контролирующего лица на основе единых управленческих, производственных и (или) технологических процессов.
Критерии взаимозависимости определяются в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Контролирующее лицо в данном случае определяется исходя из общего термина, используемого для целей законодательства о несостоятельности, применительно к нескольким должникам в составе предпринимательской группы.
Законопроектом предусматривается возможность возбуждения единого производства по делу о банкротстве в отношении всех членов предпринимательской группы при наличии у них признаков банкротства (за исключением контролирующего лица) и в случае, если информация об их нахождении в составе такой предпринимательской группы была публично раскрыта в порядке, установленном регулирующим органом.
Кроме того, законопроектом вводится возможность объединения нескольких уже возбужденных дел о банкротстве в отношении должников - членов предпринимательской группы в единое производство на стадиях наблюдения или конкурсного производства.
Помимо изложенного, законопроектом устанавливаются положения, допускающие:
1) подачу в арбитражный суд объединенного заявления должников или конкурсных кредиторов, уполномоченного органа о банкротстве должников - членов предпринимательской группы;
2) формирование единого реестра требований кредиторов и проведение в отношении таких должников единых процедур, применяемых в делах о банкротстве (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение);
3) ведение производства по делу о банкротстве должников - членов предпринимательской группы в одном суде, назначение одного (общего) арбитражного управляющего.
Указанные положения позволят в первую очередь открыть новые возможности для одновременного применения консолидированных как реабилитационных, так и ликвидационных процедур в отношении всех должников, входящих в группу компаний, облегчат процесс получения достоверной информации о финансовом положении членов группы, характере сделок, заключенных между ними в преддверии возникновения признаков банкротства, создадут условия для сокращения затрат на проведение процедур банкротства.
1 www.uncitral.org
2 BOOK VI. Businesses in difficulty. COMMERCIAL CODE. www.legifrance.gouv.fr
3 Ley Concursal (articulo 5, 10, 26) www.noticias.juridicas.com
Текст пояснительной записки к законопроекту опубликован на сайте Минэкономразвития РФ.