Принят постановлением Законодательного Собрания от 26.01.2006 N 1815-III
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением органами государственной власти Нижегородской области мер государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области (далее - Нижегородская область, область).
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия и термины:
1) государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Нижегородской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области в целях создания правовых, экономических и организационных условий для стимулирования инновационной деятельности на территории Нижегородской области;
2) инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности;
3) инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг), создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
4) субъекты инновационной деятельности - физические и юридические лица любой организационно-правовой формы, а также иностранные граждане и иностранные организации, осуществляющие инновационную деятельность на территории Нижегородской области;
5) субъекты инфраструктуры инновационной деятельности - юридические лица, способствующие осуществлению инновационной деятельности (центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности и др.);
6) субъекты государственной поддержки инновационной деятельности - субъекты инновационной деятельности, реализующие приоритетный инновационный проект Нижегородской области, а также субъекты инфраструктуры инновационной деятельности;
7) инновационная программа - комплекс приоритетных инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающих эффективное решение задач по внедрению инноваций;
8) инновационный проект - система мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение конкретной научно-технической проблемы, связанной с внедрением инновации;
9) приоритетный инновационный проект Нижегородской области - проект, реализация которого обеспечивает положительный экономический и социальный эффект для экономики Нижегородской области, прошедший экспертизу и конкурсный отбор и утверждаемый в соответствии с порядком, установленным Правительством области;
10) соглашение о предоставлении государственной поддержки - договор между Правительством области и субъектом государственной поддержки инновационной деятельности, определяющий права, обязанности и ответственность сторон;
11) инновационный фонд - организация, обеспечивающая финансирование инновационных проектов и программ путем предоставления средств на возвратной и безвозвратной основе;
12) инновационный венчурный фонд - организация, создаваемая для формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования и организации привлечения инвестиций в высокорискованные наукоемкие инновационные проекты.
Статья 3. Цель, задачи и принципы государственной поддержки инновационной деятельности
1. Основной целью государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области является повышение качества жизни населения на основе обеспечения устойчивого сбалансированного экономического развития области, базирующегося на росте инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выходе инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, импортозамещении на внутреннем рынке.
2. Основными задачами государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области являются обеспечение рационального сочетания механизмов государственного стимулирования субъектов инновационной деятельности и рыночных механизмов, реализация институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной политики, направленной на:
1) интеграцию имеющихся в области научных и производственных ресурсов и концентрацию их на приоритетных направлениях развития реального сектора экономики области;
2) переход организаций реального сектора экономики на режим устойчивой инновационной активности;
3) поддержку разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров и услуг и выхода на внутренние и внешние рынки, расширение международной интеграции, создание условий для привлечения инвестиций на рынок инновационного капитала;
4) обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационного пространства области путем создания инновационной инфраструктуры;
5) расширение системы кадрового обеспечения инновационной деятельности;
6) вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности.
3. Государственная поддержка инновационной деятельности на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с принципами:
1) сочетания общегосударственных интересов и интересов физических и юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность;
2) равенства прав на государственную поддержку физических и юридических лиц, отвечающих требованиям настоящего Закона;
3) открытости, доступности информации, необходимой для осуществления инновационной деятельности.
Статья 4. Правовая основа государственной поддержки инновационной деятельности
Государственная поддержка инновационной деятельности на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и соглашениями Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Нижегородской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Статья 5. Субъекты государственной поддержки инновационной деятельности
1. Субъектами государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области являются:
1) субъекты инновационной деятельности;
2) субъекты инфраструктуры инновационной деятельности.
2. Физические и юридические лица являются субъектами государственной поддержки инновационной деятельности только на срок действия соглашения о предоставлении государственной поддержки.
3. Государственная поддержка инновационной деятельности предоставляется субъектам государственной поддержки инновационной деятельности, состоящим на налоговом учете на территории Нижегородской области.
Статья 6. Инновационные программы и приоритетные инновационные проекты Нижегородской области
1. Органы государственной власти Нижегородской области и органы местного самоуправления могут выполнять функции заказчиков, гарантов и инвесторов инновационных программ и проектов, а также участвуют в управлении, координации и регулировании инновационной деятельности.
2. Перспективную программу и годовые программные мероприятия (с указанием бюджетных и внебюджетных источников финансирования), включающие приоритетные инновационные проекты Нижегородской области, формирует Правительство области на основе приоритетов государственной инновационной политики, приоритетных направлений, прогнозов социально-экономического развития Нижегородской области, результатов анализа экономического и экологического состояния области, внешнеэкономических условий.
3. Финансирование инновационной программы предусматривается Правительством области при формировании проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
4. Основными критериями приоритетного инновационного проекта Нижегородской области являются:
1) внедрение и коммерциализация научно-технических разработок и технологий, обеспечивающих:
а) существенный рост производительности труда;
б) снижение себестоимости выпускаемой продукции;
в) выпуск принципиально новых товаров;
г) другие существенные улучшения расширенного воспроизводства;
2) его экономическая, бюджетная и социальная эффективность;
3) соответствие приоритетным направлениям науки, технологий и техники Нижегородской области.
5. Приоритетные инновационные проекты Нижегородской области, претендующие на включение в инновационную программу области и (или) на получение в какой-либо форме государственной поддержки, проходят обязательную экспертизу и конкурсный отбор.
6. Порядок и условия предоставления инновационным проектам статуса приоритетного устанавливаются Правительством области.
Статья 7. Соглашение о предоставлении государственной поддержки
1. Соглашение о предоставлении государственной поддержки (далее - Соглашение) от имени Нижегородской области заключается Правительством области и вступает в силу с момента его подписания Губернатором области.
2. В случае, если предоставление мер государственной поддержки инновационной деятельности находится в компетенции Законодательного Собрания Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание), Соглашение действует со дня вступления в силу закона Нижегородской области об утверждении Соглашения.
3. Правительство области утверждает форму примерного Соглашения. В Соглашении устанавливаются: форма государственной поддержки; права и обязанности сторон; объемы и направления финансирования; сроки окупаемости приоритетного инновационного проекта; ответственность сторон за нарушение условий Соглашения и порядок его досрочного расторжения.
4. Правительство области определяет порядок заключения, регистрации, ведения учета Соглашений и контроля за ходом реализации инновационного проекта, а также ежегодно направляет в Законодательное Собрание отчет о ходе реализации заключенных Соглашений.
Статья 8. Функции Правительства области в сфере поддержки инновационной деятельности
Правительство области:
1) действует исходя из целей, задач и принципов государственной поддержки инновационной деятельности, установленных настоящим Законом;
2) гарантирует и обеспечивает субъектам государственной поддержки инновационной деятельности равные права при осуществлении инновационной деятельности на территории Нижегородской области, гласность и открытость процедуры принятия решений о предоставлении государственной поддержки;
3) при формировании областного бюджета и межбюджетных отношений на очередной финансовый год в целях обеспечения заключенных Соглашений учитывает предоставление налоговых и неналоговых льгот, а также предусматривает финансирование инновационной программы. Расходы по исполнению государственных гарантий Нижегородской области, предоставляемых в соответствии с заключенными Соглашениями, предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в порядке и на условиях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и Нижегородской области;
4) осуществляет контроль за исполнением субъектами государственной поддержки инновационной деятельности принятых на себя обязательств;
5) выполняет функции заказчиков, гарантов и инвесторов инновационных программ и проектов, а также участвует в управлении, координации и регулировании инновационной деятельности;
6) разрабатывает и принимает перспективную и годовые инновационные программы области;
7) утверждает перечень приоритетных инновационных проектов Нижегородской области;
8) создает условия для формирования, финансирования и регулирования системы поддержки инновационной деятельности путем нормативного правового регулирования;
9) определяет обоснованную сумму расходов на финансирование инновационной программы и исполнение государственных гарантий Нижегородской области, предоставляемых в соответствии с заключенными Соглашениями, для включения в областной бюджет на очередной финансовый год;
10) разрабатывает и реализует экспертный и экономический механизмы инновационной деятельности;
11) обеспечивает поддержку участия субъектов государственной поддержки инновационной деятельности в федеральных и областных программах;
12) осуществляет мониторинг деятельности субъектов государственной поддержки инновационной деятельности, находящихся на территории Нижегородской области;
13) оказывает содействие субъектам государственной поддержки инновационной деятельности в осуществлении международных научных, научно-производственных и производственных связей, а также при проведении выставок и конференций;
14) размещает заказ на создание наукоемкой продукции на территории Нижегородской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, регулирующим вопросы организации закупок для государственных нужд;
15) осуществляет иные полномочия, отнесенные к ведению органа исполнительной власти Нижегородской области.
Статья 9. Источники финансирования субъектов государственной поддержки инновационной деятельности
1. Финансирование субъектов государственной поддержки инновационной деятельности осуществляется за счет:
1) бюджетных средств;
2) средств, привлекаемых субъектами государственной поддержки инновационной деятельности из внебюджетных источников, в том числе средств коммерческих, инвестиционных и ипотечных банков, инвестиционных компаний и фондов, страховых организаций, инновационных (венчурных инновационных) фондов и иных инвесторов;
3) средств субъектов государственной поддержки инновационной деятельности;
4) других не запрещенных законодательством источников.
2. Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных и внебюджетных источников может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
Статья 10. Меры государственной поддержки
1. С целью стимулирования и развития инновационной деятельности в Нижегородской области субъектам государственной поддержки инновационной деятельности предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, следующие меры государственной поддержки:
1) для субъектов инновационной деятельности:
а) финансирование инновационной деятельности за счет средств областного бюджета;
б) предоставление инвестиционного налогового кредита на осуществление инновационной деятельности;
в) предоставление налоговых льгот;
г) предоставление государственных гарантий Нижегородской области по обеспечению возврата привлекаемых денежных средств для осуществления инновационной деятельности на территории Нижегородской области;
д) частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, привлекаемым для реализации приоритетных инновационных проектов Нижегородской области в порядке, установленном Правительством области, при условии, если законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусмотрены средства на указанные цели;
е) освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области;
2) для субъектов инфраструктуры инновационной деятельности на территории Нижегородской области - финансирование инновационной деятельности за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
2. Государственная поддержка субъектам инновационной деятельности предоставляется на срок окупаемости приоритетного инновационного проекта Нижегородской области, но не более пяти лет с момента начала финансирования проекта и не ранее вступления в силу Соглашения.
3. Государственная поддержка инновационной деятельности не распространяется на виды деятельности, не относящиеся к реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области.
4. Положения о порядке и условиях предоставления государственной поддержки инновационной деятельности утверждаются Правительством области.
5. Органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области могут предоставлять субъектам инновационной деятельности, реализующим приоритетный инновационный проект Нижегородской области, налоговые льготы по местным налогам и сборам.
Статья 11. Налоговые льготы
1. Налоговые льготы предоставляются в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации прав и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. На территории Нижегородской области для субъектов инновационной деятельности устанавливаются следующие льготы:
1) снижение ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным налоговым законодательством, в зависимости от удельного веса выручки, полученной от реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) в следующем порядке:
Удельный вес выручки, полученной от реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) (в процентах) | Снижение ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации (в процентных пунктах) |
от 0,5 до 2 | 0,5 |
от 3 до 10 | 1,0 |
от 11 до 15 | 1,75 |
от 16 до 20 | 2,25 |
от 21 до 30 | 2,75 |
от 31 до 40 | 3,25 |
от 41 до 45 | 3,75 |
свыше 45 | 4,0 |
Установить, что льгота предоставляется по итогам налогового периода при условии, что налоговая база за период, подлежащий льготированию, не меньше налоговой базы за предыдущий налоговый период, скорректированной на фактически сложившийся уровень роста индекса потребительских цен на территории Нижегородской области за истекший год.
Если организация имеет право на снижение ставки по налогу на прибыль в соответствии с несколькими законодательными актами, то снижение ставки производится по какому-либо одному по выбору налогоплательщика;
2) не подлежит обложению налогом на имущество организаций имущество организации, используемое для реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области по ежеквартальному перечню, утвержденному комиссией по отбору приоритетных инновационных проектов Нижегородской области, создаваемой Правительством области, за исключением имущества организации, одновременно используемого для хозяйственной деятельности организации.
Статья 12. Финансирование инновационной деятельности за счет средств областного бюджета
1. Расходы на государственную поддержку субъектов государственной поддержки инновационной деятельности ежегодно предусматриваются законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с утвержденными перспективной и годовыми инновационными программами области.
2. Распределение средств, предусмотренных областным бюджетом на государственную поддержку инновационной деятельности, осуществляется министерством промышленности и инноваций Нижегородской области, в компетенцию которого входят поддержка и развитие областной инновационной деятельности.
Статья 13. Инновационные и венчурные инновационные фонды
1. В целях финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности могут быть созданы инновационные и венчурные инновационные фонды поддержки и развития инновационной деятельности (далее - инновационные фонды).
2. Инновационные фонды оказывают содействие субъектам инновационной деятельности путем предоставления кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов и средств на возвратной и безвозвратной основе.
3. Инновационные фонды могут выполнять функции поручителя и гаранта по обязательствам физических и юридических лиц, являющихся субъектами инновационной деятельности, в порядке, установленном действующим законодательством.
4. Деятельность инновационных фондов может финансироваться за счет средств федеральных фондов в соответствии с действующим законодательством, средств частных инвесторов (в том числе иностранных), а также иных не запрещенных законом поступлений.
Статья 14. Обязанности и ответственность субъектов государственной поддержки инновационной деятельности
1. Субъекты государственной поддержки инновационной деятельности обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации и Нижегородской области;
2) уплачивать в полном объеме налоги и другие обязательные платежи, установленные законами Российской Федерации, Нижегородской области и нормативными актами органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области;
3) вести в соответствии с законодательством и представлять в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность;
4) в случае выделения бюджетных средств на реализацию инновационного проекта использовать их по целевому назначению.
2. В случае неисполнения субъектами государственной поддержки инновационной деятельности обязательств, указанных в Соглашении, они лишаются всех форм государственной поддержки, предоставленных в соответствии с заключенным Соглашением, и обязаны в срок, не превышающий шести месяцев с момента расторжения Соглашения, произвести полную компенсацию областному бюджету средств, фактически предоставленных ему в виде мер государственной поддержки за весь срок действия Соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом средства, предоставленные в виде налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита, компенсируются областному бюджету в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
3. Субъект государственной поддержки инновационной деятельности ежеквартально представляет в уполномоченный орган Правительства области отчет о ходе реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области, включая сведения о налоговых платежах, документы о финансово-хозяйственной деятельности, в том числе документы бухгалтерской и статистической отчетности.
Статья 15. Гарантии прав субъектов государственной поддержки инновационной деятельности, реализующих приоритетный инновационный проект Нижегородской области
1. Вступающие в силу законы Нижегородской области, которыми устанавливаются новые налоги и сборы, а также повышаются ставки существующих налогов и сборов, не применяются к субъектам государственной поддержки инновационной деятельности, реализующим приоритетные инновационные проекты Нижегородской области, в течение срока действия Соглашения.
2. Если после заключения Соглашения принят закон Нижегородской области, устанавливающий обязательные для сторон нормы иные, чем те, которые действовали при заключении Соглашения, условия заключенного Соглашения сохраняют силу.
3. В случае принятия федерального закона, устанавливающего обязательные для сторон нормы иные, чем те, которые действовали при заключении Соглашения, заключенное Соглашение должно быть приведено в соответствие с федеральным законодательством.
4. Положения данной статьи действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Нижегородской области от 15 сентября 2003 года N 79-З "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области".
Губернатор области В.П.Шанцев
Нижний Новгород
14 февраля 2006 года
N 4-З