Новости

23.08.2012 06:23
Рубрика: Культура

Бизнес в картинках

Прожить, занимаясь "чистым искусством", дальневосточные художники не смогут
По словам Михаила Пиотровского, директора "Эрмитажа", лишь 20 процентов дохода этого музея - собственные заработки (билеты, спецпрограммы, проведение выставок, деньги за автор­ские права).

Все остальное - средства государства и меценатов. Между тем, положение художника гораздо более неустойчиво, нежели организаций культуры и искусства. Может ли в современных условиях творец прокормить себя, занимаясь исключительно "чистым искусством" - то есть не подрабатывая в рекламе, не выполняя коммерческие заказы и не преподавая? Кто и что покупает у служителей муз? Ответы на эти вопросы искали корреспонденты "РГ".

От слова "худо"

В Хабаровской краевой организации Союза художников России более сотни членов.

Исчерпывающих данных о структуре их доходов нет. Однако среди десятка опрошенных не нашлось ни одного, кто живет исключительно на те средства, которые приносит ему творчество.

- Слова из фривольной песенки о том, что "трудно заработать на жизнь искусством" были актуальны и двадцать лет назад, и десять, - признается художница Людмила Покачалова. - Сейчас это вообще невозможно.

Среди известных художников - кстати, не все они члены союза - много преподавателей. Это живописец Виктория Романова, мастер по батику Надежда Хрустова и ее супруг живописец Владимир Хрустов, график и керамист Ирина Оркина, живописец Марьяна Татьянина… После долгого перечисления фамилий "совместителей" собеседники "РГ" наконец вспоминают о "чистых" творцах - это супружеская пара иконописцев Евтушенко, Вера и Владимир. И сразу признают - хлеб у них трудный. Нигде не подрабатывают, трудятся над заказами, а их мало.

Как, впрочем, и в других "культурных" сферах. На местном рынке особого спроса на предметы художественного творчества нет, разве что по случаю городских или краевых юбилеев администрация приобретает пару десятков сувенирных тарелок для вручения победителям конкурсов. В творческих кулуарах ходят слухи о неких крупных коллекционерах, но имена никто назвать не готов, а даты последнего приобретения картин либо скульптур - тем более. Впрочем, произведения дальневосточников ценят и в центральных регионах страны, и за рубежом, куда они, кстати, и стремятся уехать.

В родных пенатах творцы стараются реализовать свои работы на выставках и в салонах, магазинах и галереях. Уровень продаж практически нулевой. С сокращением турпотока в регион рынок сбыта сошел на нет. Мастерам рангом ниже, тем, которые продают свою продукцию на улицах, все же как-то удается сводить концы с концами. Сбрасывают цену, признают эксперты.

- Отечественный покупатель готов потратить на приобретение предметов искусства в среднем около полутора тысяч рублей, - ведет подсчет председатель Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры Светлана Черепанова. - Это в основном сувениры, очень хорошо расходятся те, что с хабаровской символикой. Японцы в среднем тратят по тысяче рублей: их фавориты - матрешки, особенно большие наборы по 15 фигурок. Самые прижимистые - американцы. Они берут магнитики за 50 рублей, сторублевая покупка - редкость. Основные доходы приносят китайцы, покупающие нашу живопись и чукотские или магаданские изделия из кости. Эти клиенты легко могут потратить на "косточку" и 500 тысяч рублей, и более. Самая же дорогая покупка, которую сделали россияне, оценивается в 100 тысяч рублей. Было это года три назад.

Работы современных авторов за рубеж можно вывозить без проблем - нужно только оформить соответствующее разрешение. Для этого следует обратиться в территориальное управление министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей. В Хабаровске это комитет по культуре и искусству краевой администрации. Его специалисты обслуживают Хабаровский и Камчатский края, Чукотский автономный округ, Еврейскую автономную, Амурскую и Магаданскую области. Расценки договорные.

Новые галереи

Владивостокцам на отсутствие яркой художественной жизни грех жаловаться. В городе с 50-х годов прошлого века существует художественное училище, а с начала 60-х - Дальневосточный институт искусств. Членами Приморской организации Союза художников России являются 120 профессиональных живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, искусствоведов.

Когда в 1992 году был открыт "закрытый порт Владивосток", на пике интереса к городу и установления побратимских связей с городами КНДР и Республики Корея, США, Японии и КНР художники стали выезжать за рубеж с выставками, участвовать в международных проектах. Тогда же появились негосударственные галереи, в стенах которых проходит множество интересных выставок.

- Основные покупатели произведений современной живописи в нашей галерее - люди, которые либо оформляют интерьер, либо покупают подарок. На мой взгляд, во Владивостоке нет пока цивилизованного рынка произведений искусства. Важной составляющей рынка является партнерство художника, куратора или искусствоведа и галереи, взаимодействие всех структур, представляющих интересы художника, в том числе государственных с частными, - считает директор галереи "Арка" Вера Глазкова.

Как уверены специалисты, прокормиться творческому человеку, занимаясь только "чистым искусством", невозможно. Примеров, опровергающих этот тезис, - единицы. Заслуженный художник России Сергей Черкасов, получивший недавно звание "Почетный гражданин Владивостока", около 50 лет подряд ежедневно берет в руки мольберт, кисти и уходит на пленэр, благо живет в пригороде. В год пишет в среднем около 100 картин, они хорошо продаются. Его работы хранятся в фондах Приморской государственной картинной галереи, объединенного Музея имени Арсеньева, в корпоративных и частных коллекциях. Художник проиллюстрировал более 300 книг.

Любит работать на пленэре и заслуженный художник России Геннадий Кунгуров, чьи произведения также есть в государственных музеях и галереях, у российских и зарубежных коллекционеров. Кроме того, он пишет на заказ портреты, оформил несколько спектаклей в краевом театре имени Горького, иллюстрирует книги и преподает полиграфическое дело в университете, а в академии искусств - графику.

- В какие-то периоды меня кормит издательская деятельность, в какие-то - портреты на заказ, - говорит Кунгуров.

Если истинных ценителей искусства в городе, может, и достаточно, то коллекционеров среди них не так много. Ведь для этого нужны недюжинные средства.

По мнению критика Александра Лобычева, все дело в традиции: во времена СССР коллекционеры существовали едва ли не в подполье, за ними велся негласный надзор со стороны властей. Новые галереи послужили причиной всплеска интереса к коллекционированию живописи и предметов искусства. В результате узкий слой ценителей начал понемногу расширяться, но для подсчета настоящих коллекционеров в крае пока хватит пальцев одной руки. Как правило, светиться они не любят, а после недавнего убийства 83-летнего Константина Буркина, владельца антикварного магазина в центре Владивостока, - тем более.

Покупатели из Поднебесной

Профессиональные художники Приамурья работают под эгидой отраслевого союза РФ. В нем состоят 36 амурчан, и многие из них известны не только в стране, но и за рубежом. В областном центре практически ежемесячно проводятся выставки членов Союза художников России, в том числе и международные. Амурские художники принимают участие в региональных и международных выставках, аквабиеннале. Но, к сожалению, в денежной форме талант и умение мастеров оценивают в основном за пределами Приамурья.

- Прожить, занимаясь "чистым искусством", у нас невозможно. При этом работы наших мастеров выставляют в салонах, их приобретают на всевозможных выставках, покупают коллекционеры, музеи,- говорит председатель Амурского отделения Союза художников России Вадим Кондратьев. - Но цены очень скромные, они зависят от имени творца, его известности. В среднем за картину платят 10-25 тысяч рублей. Так что практически все члены нашего союза преподают в Амурском государственном университете.

Спасают туристы из КНР, которые с удовольствием приобретают работы амурских творцов. Правда, интересуются китайцы в основном живописными полотнами заслуженных художников РФ. В Хэйхэ даже открыли галерею русского искусства, которая пользуется большой популярностью среди местного населения. Серьезных коллекционеров и, более того, картинной галереи в Благовещенске нет, что является большой проблемой. В основном картины на продажу выставляют в магазинах, на ярмарках, в немногочисленных художественных салонах.

В среднем за работы амурских мастеров платят не более 25 тысяч рублей

В Амурской области работает еще одно объединение художников - Творческий союз. В отличие от членов Союза художников России его участники более активны и предприимчивы. Им не составляет труда находить спонсоров, расширять контакты, организовывать выставки. Кстати, их работы оценивают на международном рынке несколько выше.

Произведения современной живописи покупатель может вывезти за границу достаточно легко. Разрешение на вывоз картин, возраст которых составляет не более 50 лет, дают амурские эксперты по живописи. Если произведению более полувека, его оценивает специальный экспертный совет в Хабаровске.

Жизнь без прикрас

- Возможно в крупных городах или столице художники и могут жить за счет своего искусства, но только не у нас, - считает директор Сахалинского государственного художественного музея, член регионального Союза художников Александр Бурыка.

По его словам, в провинции приходится туго даже признанным мастерам, не говоря уже о начинающих живописцах.

- Люди вынуждены выживать за счет дополнительного заработка. Но даже при этом мы пытаемся быть поближе к родной профессии. Большая часть коллег преподает в профильных учебных заведениях, - говорит он.

По данным министерства культуры островной области, Сахалинское региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" насчитывает 18 членов.

Как удалось узнать "РГ", в 2012 году организация готовится к двум большим юбилейным выставкам, посвященным 65-летию Сахалинской области и 130-летию Южно-Сахалинска.

- Естественно, занимаемся и коммерческими проектами. Периодически устраиваем ярмарки, распродажи. Но все это - капля в море, - констатирует Бурыка.

В свое время стабильной и приносящей прибыль клиентурой для островных живописцев были иностранцы, работающие на шельфовых проектах. Но сейчас их количество неуклонно снижается - работодатели все активнее используют труд российских граждан. Следовательно, падают и доходы художников.

- Как ни странно, но выживать нам помогает продолжающийся отток населения с островов. Люди, много лет прожившие на Сахалине и Курилах, уезжая, хотят забрать с собой виды наиболее памятных мест, с большой охотой заказывают и раскупают пейзажи, - утверждает директор музея.

Тем не менее, подчеркивают в местном Союзе художников, все перспективы данной сферы искусства связаны исключительно с господдержкой. Без государственного заказа дальнейшая судьба провинциальных мастеров кисти представляется далеко не в радужном свете.

Прямая речь

Александр Городний, основатель музея современного искусства "Артэтаж" во Владивостоке:

- Творческих лиц и специалистов искусства в Приморье (да и на всем Дальнем Востоке) всегда хватало. Другое дело - дальнейшая адаптация в профессии: создание условий для жизни, раскрытие потенциала. Художнику нужна стабильность для себя и своей семьи, адекватная оплата труда и прочее. Сегодня, по моим наблюдениям, 99 процентов студентов в секторе искусств, культурологии - женского пола. Молодежь со школы знает, что творчеством не прокормишься. Я убежден, что продвижение, рынок - дело галеристов, искусствоведов, кураторов проектов, а не самих художников. Необходимы также поддержка и внимание со стороны городских и краевых властей, государства, да и бизнес, которому это по силам и настроению, мог бы помогать, чтобы искусство и культура не утекали из региона.

Культура Арт Живопись Филиалы РГ Дальний Восток ДФО