Новости

26.11.2011 14:38
Рубрика: Происшествия

Власти Березников показали засыпанный провал

Текст: Мария Орлова (Пермь)

Спустя год после образования провала на железнодорожной станции "Березники" в Пермском крае местные власти пригласили журналистов, чтобы продемонстрировать укрощенное природное явление.

Березники впервые в своей истории победили стихию: воронку засыпали, а к 2013 году на ее месте может быть восстановлена и железнодорожная станция.

Березниковский провал, в шутку прозванный местными жителями "малышом", размером с два футбольных поля (123 на 70 метров), заполнили миллионом тонн песчано-гравийной смеси (15,5 тысяч вагонов материала). Инвестором проекта выступила компания "Уралкалий", потратившая на засыпку 300 миллионов рублей.

В конце июля в Березниках был установлен передвижной ленточный транспортер, с помощью которого песчано-гравийная смесь круглосуточно закладывалась в воронку. Ежедневно на площадке было задействовано около 50 единиц техники.

- Котлован засыпается с учетом проседания грунта будущей весной, на 1,3 метра выше уровня, необходимого   для укладки железнодорожных рельс , - уточняет Аркадий Гринберг, генеральный директор ОАО "Галургия". - При оттаивании песка, естественно, возможна его деформация - на этот случай проектом предусмотрен дренаж в теле провала.

Талая вода будет отводиться в старый провал, чтобы в верхнем слое, на который в будущем могут быть уложены железнодорожные пути, не было разрыхления породы.

- Впервые в истории городов, столкнувшихся с образованием провалов в результате массового водопонижения, проблема решена, - говорит Сергей Дьяков, мэр Березников. - Для нашего города наступило время не просто смотреть на стихийные проявления природы, а бороться с ними - и побеждать!

За состоянием засыпанного "малыша" сегодня следят с помощью всех возможных видов мониторинга: регулярно проводятся геофизические исследования, сейсморазведка, электроразведка, собираются газогеохимические данные, ведется наблюдение с помощью космических спутников.

Впрочем, по словам Дьякова, подобный мониторинг будет вестись в городе не в течение определенного периода времени, а всегда. При этом уже накопленные наблюдения позволяют сделать оптимистичное заключение.

- По нашим данным, город Березники прошел пик формирования провалов, а значит и период массовых переселений жителей, - говорит Дьяков. - Мы уверены в том, что геологическая система становится более стабильной. Средства мониторинга фиксируют, что нигде никаких изменений в состоянии пород не происходит - кроме одного участка, на который ученые обратили внимание еще весной нынешнего года.

Потенциально опасный участок возможного оседания грунта расположен в 300 метрах от "малыша", возле одного из пустующих зданий Березниковского шахто-строительного управления. Почва в этом районе оседает ускоренными темпами. Однако, ученые из Горного института УрО РАН и института "Галургия", которые наблюдают за этим участком с апреля, уверены, что новая воронка, если даже она образуется, будет по сравнению с "малышом" совсем "крошкой" и не представит никакой опасности для жизнедеятельности города и работающих здесь промышленных предприятий представлять.

- Мы считаем, что в этом месте произойдет простое оседание земной поверхности в пределах трех-четырех метров, - говорит Аркадий Гринберг. - Таких размеров, как у нашего "малыша", новая воронка не достигнет!

- Мы согласны с тем, что масштабы новой возможной воронки будут значительно меньшими, - уточняет Игорь Санфиров, заместитель директора Горного института УрО РАН. - Но опасения, по нашим данным, могут быть связаны с тем, что зона проседания не локализуется в пределах первых 10-20 метров, а распространится глубже.

В любом случае, по словам мэра Березников, город готов к любому развитию событий - каждые две недели в администрации собираются совещания с участием специалистов МЧС, ученых, общественников, представителей крупных предприятий, чтобы следить и оценивать все возможные изменения в состоянии геологических систем города.

Чтобы предупредить возможные риски при появлении новой воронки, в потенциально опасном районе приняли меры по сохранению проходящего там газопровода. Перенесли коммуникации по поставке рассола с первого рудоуправления на содовый завод.

В стабильности же "малыша", поглотившего миллион тонн песчано-гравийной смеси, специалисты уверены настолько, что готовы приступить к разработке проекта возвращения железнодорожной станции Березники на прежнее место. По словам Дьякова, если соответствующее решение будет принято, проект может быть готов уже к сентябрю следующего года, а станция может быть восстановлена в 2013 году.

- Когда провал образовался, он "разрезал" железнодорожную станцию Березники, - напоминает мэр города. - Но составы с продукцией наших предприятий не стояли ни минуты, хотя для их формирования на оставшемся коротком участке станции требовалось больше маневренных операций, что дороже и дольше. Городу выгоднее восстановить станцию, чем переносить ее на новое место - не только по экономическим соображениям.

Сегодня пассажирские поезда останавливаются в 30 километрах от Березников, на станции Яйва. Березниковцам приходится ездить от вокзала и обратно на специальных автобусах.

- Положительные эмоции от возобновления работы станции на прежнем месте, на месте провала, для нас, пожалуй, более значимы, чем те деньги, которые вложены в этот проект, - считает Сергей Дьяков. - Сложно себе представить такой город как Березники без своей железнодорожной станции: грузопоток, проходящий через березниковско-соликамский узел - один из крупнейших в России, это десятки миллионов тонн продукции!

Единственными пострадавшими от березниковского "малыша" останутся владельцы гаражей, полтора десятка которых пропали в воронке. Весь участок с оставшимися гаражами до сих пор находится в оцеплении. В целях обеспечения безопасности людей и необходимости продолжения тотального контроля над засыпанным "малышом", ограничения на посещение зоны провала будут сняты только после Нового года. Восстанавливаться гаражи не будут - выяснилось, что они были построены самовольно, без разрешительных документов.

Справка "РГ"

Воронка на железнодорожных путях образовалась 25 ноября прошлого года. Под одним из путей образовался провал, в который упал железнодорожный вагон с минеральными удобрениями. Яма вышла за границы станции, при этом в нее провалились два десятка частных гаражей. Поначалу специалисты считали, что причиной провала стали карстово-суффузионные процессы. Но позднее ученые назвали причиной ЧП целый комплекс природных и техногенных явлений: оказалось, что поступающие в затопленную шахту "Уралкалия" рассолы образовали под железнодорожными путями полость, которая, в конце концов, вызвала разрушения в поверхностных слоях грунта. Задачу ликвидировать воронку поставил министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев, который в апреле провел в Перми совещание по недопущению негативных последствий техногенной аварии. Летом началась засыпка провала.

Происшествия ЧП Стихийные бедствия Компании Химическая промышленность Уралкалий Филиалы РГ Пермский край ПФО Пермский край Березники уходят под землю РГ-Фото Фото дня Фото: Пермский край
Добавьте RG.RU 
в избранные источники