ВЫСШАЯ ШКОЛА:
ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА
Гуманитарное образование: вызов завтрашнего дня
Несмотря на то что в массовом сознании во фразе "человек с гуманитарным складом ума" до сих пор чувствуется оттенок пренебрежения, мировой спрос на "лириков" постепенно растет.
Если в 2015-м российское министерство науки и образования анонсировало сокращение бюджетных мест в вузах по специальностям в области гуманитарных наук, культуры и искусства в пользу инженеров, то в том же году журнал Forbes впервые отметил, что технологические компании все чаще берут в штат обладателей нетехнических специальностей. Например, только 30 процентов всех выпускников, строящих карьеру в Кремниевой долине (США), имеют инженерные и другие технические дипломы. Подавляющее большинство новичков имеют образование в области маркетинга, преподавания, консалтинга. Диктатура "технарей" уходит в прошлое, и все более востребованными оказываются те, кто умеет выстраивать диалог с пользователем.

Согласно исследованиям, на современном рынке труда требуются так называемые soft skills - такие гуманитарные навыки, как коммуникативность, педагогические, проектные и аналитические компетенции. Гуманитарное знание выполняет важнейшую функцию формирования компетенций для работы с человеком и с его ценностями.
Фото: Денис Зиновьев
В российские регионы тенденция на запрос гуманитарного образования со временем тоже придет, уверены специалисты, однако пока высшая школа озабочена другим: бюджетные места все чаще распределяются в пользу целевых заявок традиционного спроса потенциальных работодателей. Так что будущее отечественной гуманитаристики целиком в руках рынка.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь Чубаров,
Директор Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ
Как считает доктор философских наук Игорь Чубаров, чтобы заинтересовать работодателя, современному профессионалу мало быть просто "лириком" с узкой специализацией, он должен обладать целым набором разносторонних навыков, которые позволят ему подстраивать свою деятельность под постоянно меняющиеся условия. Например, магистры, обучающиеся в Тюмени по современной программе "Цифровая культура и медийное производство", в силу специфики образования могут получать не только знания и умения в сфере СМИ и медиа, но и компетенции в других областях: информационных технологиях, юриспруденции и т.д. Здесь велика роль не только сознания, но и интуиции. Огромное значение в этом комплексе знаний имеет "авантюра мысли", творческое воображение.
Крупнейшие российские предприятия-работодатели уже сознают значение "нетехнических» наук. Так, "Газпром нефть" поддерживает Calvert Forum - международный исследовательский проект изучения успешных примеров развития креативных индустрий в различных странах мира, обмена прикладным опытом и внедрения лучших практик в регионах России. В прошлом году форум прошел в Тюмени при участии Тюменского государственного университета.
КОММЕНТАРИЙ
Александр Дюков,
председатель правления ПАО "Газпром нефть"
- В эпоху четвертой промышленной революции креативные идеи и инновационные решения становятся важной составляющей развития не только регионов, но и России в целом, - отметил председатель правления "Газпром нефти" Александр Дюков. – Наше предприятие выступает активным участником процесса формирования новых направлений бизнеса и поддерживает креативный сектор экономики. Сотрудничество с Calvert Forum Siberia позволяет нам эффективно поддерживать диалог с молодой аудиторией и мотивировать ее на реализацию проектов, направленных на преображение регионов. Наш опыт поддержки креативных индустрий показывает, что именно участники форума и их идеи являются важными факторами позитивных изменений в нашей стране.

Всего через несколько лет сегодняшним абитуриентам и студентам придется отвечать на новые вызовы, содержание которых сложно предсказать. Ведь уже даже не футурологи, а экономисты утверждают, что через 8-10 лет будут востребованы такие специальности, определения которым сейчас еще просто не придумали. Поэтому именно современное гуманитарное образование, вооружающее человека целым набором знаний и умений, дает ответы на вызовы завтрашнего дня.
Материал подготовлен при участии ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет"
Институт социально-гуманитарных наук ТюмГУ: в поисках новой цифровой реальности
Цифровая культура и медийное производство: магистры современного экрана
Школа перспективных исследований: доступ в мировое интеллектуальное пространство
Новая образовательная модель в высшей школе: личная траектория роста
Индивидуальная образовательная траектория: сконструировать будущее