ВЫСШАЯ ШКОЛА:
ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА
Цифровая культура и медийное производство: магистры современного экрана
Цифровые технологии полностью трансформировали привычное устройство медиа и средств массовой информации - их форму, драматургию и способы распространения. Новым медиаинституциям требуются универсальные профессионалы, способные создавать успешный контент и понимающие динамику перемен в функционировании системы аудиовизуального производства. Традиционные факультеты и институты журналистики практически не способны сегодня готовить таких профессионалов, поскольку для этого требуется тесный контакт с современными медиаиндустриями и погруженность в широкое мультидисциплинарное пространство, в котором развивается современная цифровая культура.
Именно поэтому новая магистерская программа "Цифровая культура и медийное производство" Тюменского госуниверситета делает ставку на приглашенных преподавателей-практиков медиапроизводства из разных городов и стран. Институционально она существует на стыке двух структурных подразделений: Школы перспективных исследований и Института социально-гуманитарных наук, каждое из которых само по себе мультидисциплинарно.
Фото: Денис Зиновьев
Как считает директор СоцГума и один из авторов магистерской программы Игорь Чубаров, переехавший в Тюмень из московского Института философии РАН, современный профессионал должен обладать не только специальными знаниями, но и набором разносторонних навыков:
КОММЕНТАРИЙ
Игорь Чубаров,
директор Социально-гуманитарного института ТюмГУ
Еще недавно университетское образование предполагало ориентацию на получение узкоспециальных знаний и компетенций. Но сегодня этого уже недостаточно: ситуация на рынке труда меняется быстро, жизнь становится непредсказуемой и получаемых в традиционном университете знаний и навыков для устройства в ней не хватает, - подчеркивает он. - Поэтому нам важно готовить не работников с узким функционалом, а профессионалов, способных постоянно трансформировать свою деятельность в соответствии с меняющимся технологическим, социальным и экономическим контекстом.
На расширение профессионального кругозора направлены, в частности, элективные курсы по выбору – учащиеся программы получат доступ к авторским курсам преподавателей международного уровня Школы перспективных исследований. При этом по большей части магистранты будут работать "в поле": практическим и прикладным занятиям отведены две трети всего учебного времени. Например, в первом семестре из шести дисциплин теоретическая только одна – фундаментальная "Археология и футурология медиа", направленная на понимание смысла медиапроизводства в истории, его месту в актуальных социальных практиках. В рамках практических занятий студентам предстоит участвовать в специальных семинарах и воркшопах от приглашенных преподавателей, создавать собственные проекты, стажироваться в кино- и медиакомпаниях, как российских, так и международных, у разработчиков видеоигр и на крупных событиях в области современного искусства. Выпускным проектом каждого магистра станет разработка собственного медиапродукта, выполненная в компании-партнере.

Перед выпускниками программы откроется широкое поле для деятельности: это средства массовой коммуникации, теле- и радиокомпании, медиакомпании, специализирующиеся на производстве игровых телесериалов, теле- и кинофильмов, редакции интернет-порталов, социальные медиа, научные и образовательные компании. Авторы программы подчеркивают: она нацелена на то, чтобы включить всех обучающихся в процесс создания разнообразных медиапродуктов в качестве профессионалов, обладающих, наряду с практическими навыками, способностью к критическому осмыслению цифровой культуры и теоретической рефлексии.
Фото: Денис Смирнов
Материал подготовлен при участии ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет"
Школа перспективных исследований: доступ в мировое интеллектуальное пространство
Новая образовательная модель в высшей школе: личная траектория роста
Индивидуальная образовательная траектория: сконструировать будущее
Гуманитарное образование: вызов завтрашнего дня
Институт социально-гуманитарных наук ТюмГУ: в поисках новой цифровой реальности