ВЫСШАЯ ШКОЛА:
ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА
Новая образовательная модель в высшей школе: личная траектория роста
Как показывают исследования мирового рынка труда, требования работодателей к выпускникам вузов на протяжении последних лет изменились коренным образом: более 90 процентов нанимателей считают, что одних лишь профессиональных навыков теперь недостаточно.
Работодателям нужны специалисты с надпрофессиональными компетенциями: способностью к саморазвитию, креативным мышлением, лидерскими качествами. Университетам необходимо учитывать тренд на персонификацию, который сегодня прослеживается во многих областях жизни.

Эксперты уверены: высшая школа должна выйти из рамок подготовки кадров для существующих индустрий, ведь высокие темпы развития технологий предопределяют необходимость работать на опережение с учетом образа будущего.
Фото: Денис Зиновьев
Традиционную модель образования можно сравнить с трубой: еще со школы дети вливаются в нее потоком и "протекают" по единственному руслу, затем их ждет еще одна "труба" - вуз, из которой они, повзрослевшие, "выливаются" наружу, на рынок труда.

После обучения по стандартным учебным планам и освоения обязательных дисциплин этот поток практически однородный, поэтому каждого молодого специалиста работодателю приходится доучивать, а то и переучивать под свои потребности. Эта ситуация не устраивала никого из участников образовательного процесса, поэтому совместными усилиями ее начали менять.

Перемены начались со школ. Так, в Тюмени открылась областная физико-математическая школа, где одаренных детей не просто натаскивают на формулы и правила, а стремятся развивать гармонично.
КОММЕНТАРИЙ
Наталья Фомичева,
директор физико-математической школы
Сегодня многие родители ратуют за дифференцированное обучение и ориентируют ребенка со средних классов: "Ты будешь медиком, сделай упор на химию, остальное тебе не нужно, - говорит директор школы Наталья Фомичева. - Нет, без знания литературы, истории, без знакомства с общекультурными ценностями невозможно стать хорошим специалистом в любой отрасли".
Но даже разносторонне обученный в школе ребенок не всегда готов совершить главный поступок на этом этапе жизни - выбрать специализацию для дальнейшего обучения. Изменить направление стандартной образовательной траектории в описанной выше "трубе" очень сложно.

Ответом на этот вызов должна стать индивидуализация образования. В зарубежных вузах давно применяют схему организации обучения с использованием индивидуальной образовательной траектории, когда студент вправе самостоятельно выбирать интересующие его предметы из перечня, представленного вузом .

Так работают, например, британский университет Бата, Берлинский университет имени Гумбольдта, университет Боккони в Италии, Калифорнийский технологический институт и т.д.

Важно, что к этому процессу уже готово российское законодательство. Так, в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" говорится о том, что "следует совершенствовать образование, повышать его качество, в том числе необходима индивидуализация…". Сегодня ее апробируют лучшие вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Урала и Сибири. Их студенты в процессе учебы самостоятельно или с помощью наставника составляют и корректируют собственные учебные планы, включая туда различные дисциплины.
Часто у работодателей есть потребность в специалистах с набором определенных компетенций, например, юрист со знанием международного права, значит, в дипломе выпускника должны быть дисциплины именно в этой области знаний.

Индивидуальная образовательная траектория позволяет готовить профессионалов под различные запросы рынка труда. А в идеале сформированный в вузе набор компетенций позволит выпускникам самим создавать новые виды бизнеса, новые виды деятельности и новые рабочие места.
Фото: Алексей Дидух
Материал подготовлен при участии ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет"
Индивидуальная образовательная траектория: сконструировать будущее
Гуманитарное образование: вызов завтрашнего дня
Институт социально-гуманитарных наук ТюмГУ: в поисках новой цифровой реальности
Цифровая культура и медийное производство: магистры современного экрана
Школа перспективных исследований: доступ в мировое интеллектуальное пространство