ВЫСШАЯ ШКОЛА:
ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА
Школа перспективных исследований: доступ в мировое интеллектуальное пространство
Самый международный бакалавриат в России, открывшийся в 2017 году, всерьез претендует на разворот части миграционного потока талантливых абитуриентов с запада на восток. В Школе перспективных исследований преподают профессора, приехавшие из десятка стран - от США и Великобритании до Италии и Бельгии, поэтому занятия идут в основном на английском языке.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей Щербенок,
директор Школы перспективных исследований
Главное достоинство Школы - штатные преподаватели, три четверти из которых получили PhD (докторскую степень) в университетах, входящих в топ-100 мировых рейтингов, - говорит директор Школы Андрей Щербенок, обладатель кандидатской степени из СПбГУ и PhD из Беркли .
Специализация Школы перспективных исследований Тюменского госуниверситета - социогуманитарные дисциплины и их пересечения c информационными технологиями и биологией. В бакалавриате 7 профилей: "Социология и антропология", "Экономические науки", "Кино и медиа", "Информационные технологии и цифровое общество", "Науки о жизни", "Культурные исследования" и "Исторические исследования". По каждому профилю Школа принимает 15 студентов в год, 80 процентов из них - на бесплатные места. Войти в Школу можно с разными наборами ЕГЭ, однако после поступления все студенты попадают в единое образовательное пространство, где и начинается самое интересное.

Треть учебного времени занимает "ядро" - обязательные курсы. Например, "Анализ и интерпретация", "Великие книги", "Основы инженерной практики", "Информационные технологии". Они обеспечивают широкий мультидисциплинарный кругозор и набор универсальных навыков. Так, курс "Письмо и мышление" - это реабилитация после ЕГЭ, помогающая студентам снова научиться самостоятельно выражать свои мысли.

Вторая треть времени приходится на свободно выбираемые студентами авторские курсы, которые профессора конструируют, исходя из своих исследовательских интересов. В каталоге Школы уже десятки таких элективов: от "Современной философии науки", которую ведет профессор с двумя PhD, по физике и по философии, до "Исследований компьютерных игр", "Средневековой культуры", "Теории организации рынков" и социологического курса под названием "Почему мы верим?".

Последняя треть - один из 7 профилей, который студент выбирает после второго курса (независимо от профиля поступления) и по которому получает диплом государственного образца.

По словам Андрея Щербенка, бакалавриат в отличие от среднего профессионального образования - это подготовка не под конкретное рабочее место. Задача высокоуровневого бакалавриата - выпустить мотивированного, работоспособного и всесторонне образованного человека, обладающего широким набором базовых навыков и углубленным пониманием одной из дисциплинарных областей. Это позволит выпускнику поступить на качественную магистерскую программу ведущего университета, где он получит профессиональную специализацию.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей Щербенок,
директор Школы перспективных исследований
Важнейшая функция Школы - окно в мир: мы создаем институцию, включенную в актуальные мировые дискуссии о фундаментальных проблемах, - подчеркивает Щербенок. - В них участвуют наши профессора, которых мы отбираем со всего мира через проектно-аналитические сессии, и к ним мы постепенно подключаем студентов. Именно поэтому 80 процентов учебного времени у нас занимают семинары и другие формы интерактивной работы в небольших группах, на это заточено и пространство Школы. Мы относимся к студентам как к полноправным субъектам ответственной интеллектуальной коммуникации, и, чтобы остаться в Школе и не быть отчисленными за неуспеваемость, студенты должны занять такую позицию.
Фото: Алексей Дидух
КОММЕНТАРИИ
Валерий Фальков,
ректор ТюмГУ
В основе создания Школы лежит простая идея, сформулированная еще Вильгельмом фон Гумбольдтом при создании Берлинского университета: образование, основанное на научных исследованиях. Мы считаем, что у нас объем этих исследований и их качество будет совершенно иным. Из этого следуют отличия Школы: новая модель образования, другой подход к кадрам, особое позиционирование и иные требования к отбору студентов.
Алексей Кудрин,
председатель совета фонда "Центр стратегических разработок"
Я впечатлен Школой перспективных исследований ТюмГУ. Я знаю лучшие школы и центры в стране, но, судя по замыслу и первому шагу, вы вырвались вперед.
Фото: Алексей Дидух
Материал подготовлен при участии ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет"
Новая образовательная модель в высшей школе: личная траектория роста
Индивидуальная образовательная траектория: сконструировать будущее
Гуманитарное образование: вызов завтрашнего дня
Институт социально-гуманитарных наук ТюмГУ: в поисках новой цифровой реальности
Цифровая культура и медийное производство: магистры современного экрана