ВЫСШАЯ ШКОЛА:
ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА
Институт социально-гуманитарных наук ТюмГУ: в поисках новой цифровой реальности
В октябре прошлого года директором вновь образованного Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ стал научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук Игорь Чубаров. В интервью "Российской газете" он рассказал о современных трендах развития высшей школы.
Игорь Михайлович, какова роль гуманитарных наук в реформировании российских университетов?
Современное научное знание интердисциплинарно, однако гуманитарные науки по традиции играют в нем подчиненную роль, "подгоняя" человека под бизнес-продукты. Хотя, по идее, те же цифровые технологии, развивающиеся на основе математического и естественно-научного знания, наоборот, должны адаптироваться к потребностям человека и общества. Здесь гуманитарные и социальные науки должны внести существенный вклад, сказать свое веское слово. Именно гуманитарии могут перевести на язык общества и культуры понятия из цифровой реальности, новых медиа и информационных технологий, которые выступят основой междисциплинарной связи и внутринаучной коммуникации.
Поэтому перед нашей командой стоит задача искать и поддерживать прорывные междисциплинарные проекты, организовывать работу современных научно-исследовательских лабораторий, ориентированных на изучение цифровой реальности. Следующим шагом станет реформирование образовательных программ, чтобы студенты смогли приобретать новые компетенции не только в рамках монодисциплинарной образовательной "трубы", но и в широком интердисциплинарном пространстве на цифровой основе.
В чем, на ваш взгляд, преимущество мультидисциплинарности перед традиционным подходом к высшему образованию?
Призывы к мульти- и междисциплинарности иногда звучат плакатно: мало кто понимает, что это и для чего нужно. Механически собрать "физиков и лириков" для общих социальных, образовательных или научных проектов - это не самоцель. При этом понятно, что любая научная дисциплина должна выходить за собственные пределы, а науки обмениваться методами друг друга. Наши новые стандарты высшего образования предполагают в этом плане прочерчивание индивидуальных траекторий с большим набором возможностей. Студент выбирает разные дисциплины, создает ансамбль навыков и компетенций, который в дальнейшем поможет ему сориентироваться в быстроменяющемся мире. При этом мы не навязываем жестких схем, а сочетаем необходимые знания и пока достаточные для молодого человека практические навыки, вовлекая студентов в проектно-исследовательскую деятельность уже с первого года бакалавриата.
В перспективных направлениях института – совмещение таких, казалось бы, трудносовместимых вещей, как цифровизация и гуманитарные науки…?
Да, общая особенность новых направлений научных исследований в том, что они строятся по принципам Digital Humanities, подразумевающих, например, применение методов Big Data к историческим исследованиям или сборку трансмедийного контента в журналистике.
Хочу повторить, что основным мотивом к междисциплинарности являются вызовы, связанные с наступившей цифровой эпохой, с изменением режимов создания, хранения и передачи информации, типов знания, появлением новых антропологических идентичностей и видов социальной коммуникации. Переход от "аналога" к "цифре" давно состоялся в бизнесе, передовом производстве и технонауках, а в гуманитарной сфере происходит только сейчас, причем идет довольно медленно и неоднозначно, потому что аналоговые медиа никуда не исчезают, а лишь обретают "в цифре" новый смысл. В этом есть и положительный момент: мы в этой области ни от кого не отстаем не только в России, но даже в мире, затевая образовательную реформу очень вовремя.
Фото: Денис Зиновьев
Каково же практическое применение таких "объединенных" знаний и навыков?
Гуманитарные науки способны стать драйвером осознанной цифровой революции, позволяя разобраться в том, как современные технологии и научные достижения можно расширить и применить в условиях сложного, многослойного, еще и стремительно изменяющегося мира. Например, сейчас разрабатываются компьютерные программы, которые позволяют вывести качество перевода с языка на язык на совершенно новый уровень. Потребность в углубленном знании языков с этим не исчезнет, ведь машина берет на себя только рутинные, ставшие по факту механическими коммуникативные функции. При этом лингвисты и филологи могут сосредоточиться на улучшении качества машинного перевода и переопределении границ "непереводимого" смыслового и художественного содержания. Но, чтобы разрабатывать такие программы, нужны специалисты нового уровня, которые должны быть не только программистами и лингвистами, но и разбираться в истории, философии, обладать широкими культурологическими знаниями. Аналогичные процессы происходят и в других гуманитарных науках.
Здесь надо понимать, что цифровизация - это не только перевод с одного носителя на другой, не только изменение формы знаний, но и изменение самого содержания, например, в области digital history – это переосмысление облика целых эпох, ведущее к трансформации исторической памяти, а в пределе - к преодолению социальной "злопамятности", делегитимации институтов насилия и т.д. То есть трансформируя университетскую науку и образование, мы целим в общество, замахиваясь на далеко идущие социальные изменения.
В вашем институте открывается лаборатория "Культурных трендов". В чем ее задача?
Мы взялись за реформацию института с двух сторон: с ядра обязательных образовательных дисциплин и курсов по выбору для бакалавриата и с создания новых, чисто научных подразделений с передовой исследовательской повесткой. Через год перейдем к открытию магистратур мирового уровня и изменению основных направлений подготовки. Но для этого необходимы ведущие ученые и действующие исследователи в перспективных областях междисциплинарного гуманитарного знания.

С этой целью мы пригласили из Городского университета Нью-Йорка Льва Мановича, известного во всем мире исследователя новых медиа и протагониста софт-культуры. Сейчас мы с ним работаем над созданием лаборатории культурных индексов и запускаем новый проект. Я пока не имею полномочий разглашать подробности, но могу сказать, что он будет посвящен городам Сибири, их самопониманию и выстраиванию культурных сред.
Фото: Денис Зиновьев
О чем говорит тот факт, что исследования идут в Тюмени, а не в столице, откуда, как принято считать, берут истоки все инновации?
На самом деле сравнивать столичные вузы с региональными надо либо по недостаткам, либо по реальным вкладам в науку и городское культурное пространство, а не по громкому пиару. Само это ложное различие между центром и периферией, столицей и провинцией в нашей стране нужно срочно преодолевать в реальных городских практиках, а не только в сетевой виртуальности и кафедральной рутине, в том числе с помощью таких амбициозных проектов, как реформирование университета на основе новых цифровых технологий.
СПРАВКА
Игорь Чубаров,
Директор Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ
Игорь Чубаров - доктор философских наук, автор многочисленных научных работ по критической теории, истории русской философии, теории медиа, современному искусству и др. Более 15 лет работал в Российской Академии наук, имеет многолетний опыт работы в РГГУ, Центре современной философии и социальных наук философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Член редколлегии философского журнала "Логос".
Материал подготовлен при участии ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет"
Цифровая культура и медийное производство: магистры современного экрана
Школа перспективных исследований: доступ в мировое интеллектуальное пространство
Новая образовательная модель в высшей школе: личная траектория роста
Индивидуальная образовательная траектория: сконструировать будущее
Гуманитарное образование: вызов завтрашнего дня