ВЫСШАЯ ШКОЛА:
ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА
Индивидуальная образовательная траектория: сконструировать будущее
Сегодня российская система образования находится на пороге эволюционных преобразований и каждый университет пытается определить свою модель развития. Кто-то следует классической российской практике, кто-то вводит кампусные курсы, когда к основному профилю студент обязан выбрать дополнительный, кто-то, как, например, Тюменский госуниверситет, внедряет систему построения индивидуальных образовательных траекторий. Так или иначе все они обращаются к теме качественного образования и к апробированным моделям работы университетов мирового класса.
В мире существует несколько концепций свободного образования. Есть вузы, придерживающиеся так называемой концепции "вечной философии", которая предполагает обязательное изучение набора "великих текстов". И задача бакалаврской программы – провести студента через все эти тексты, а дальнейшую специализацию он получит после бакалавриата.

Другая концепция признает существование универсальных знаний и навыков, которыми должны обладать все. Образовательная программа здесь, как и в первой концепции, предполагает заданный набор учебных курсов, причем это уже не обязательно набор шедевров или книг - перечень изучаемых дисциплин может быть разным. Главное, чтобы был фиксированный конечный результат.

Им обеим противостоит концепция прогрессивизма, в основе которой идея активного поиска студентом собственной образовательной траектории, когда никаких заданных форм и рамок не устанавливается. Противоположный концепции прогрессивизма формат – это ядерная программа. Здесь предполагается, что студент бакалавриата проходит через все пространство дисциплин по заранее утвержденному плану, после чего у него есть какая-то свободная часть и специализация.
Фото: Алексей Дидух
В Тюменском госуниверситете, который с 2017 года выстраивает собственную модель образования, наблюдается разумное сочетание ядерной и открытой программ. Основой модели в ТюмГУ стала программа Core (с английского - ядро) - это перечень дисциплин, обязательных для изучения всеми студентами.

Чтобы ядерная программа соответствовала современным образовательным трендам, к ее проектированию привлечены ведущие российские эксперты. По замыслу разработчиков, на первом курсе важно ввести студентов в особый режим вузовского учебного процесса и заложить базу, на основе которой они смогут в дальнейшем самостоятельно выстраивать свое расписание. Если сравнить новый учебный план с тем, что реализуется по старой модели образования (до перехода на индивидуальные образовательные траектории), то станет ясно, что и там, и там блок обязательных общеобразовательных дисциплин достаточно объемен и соответствует государственным образовательным стандартам. С той лишь разницей, что раньше обязательные базовые дисциплины хаотично распределялись на несколько семестров, а теперь – усиленно даются только на первом курсе.

Сегодня Core включает в себя четыре основных дисциплины: "Россия и мир" и "Цифровая культура", "Философия: технологии мышления" и "Принципы естественно-научного познания". Именно в такой раскладке они находятся в тесной связи друг с другом, дополняя и расширяя знания во всех областях. Лекционный блок каждой дисциплины включает в себя материалы по нескольким направлениям, объединенным общей темой. Например, в рамках курса "Россия и мир" ведущие исследователи, а том числе приглашенные из ряда крупных российских вузов, читают лекции по истории, культурологии, урбанистике, антропологии. После лекционного блока студенты работают в формате мастерских, осваивая сложный инструментарий научных изысканий, а в финале реализуют командный исследовательский проект.

После освоения блока Core студенты смогут ориентироваться в культурных паттернах, критически мыслить, работать в междисциплинарных командах, адаптироваться к изменениям и принимать решения в условиях тотальной неопределенности будущего.
Фото: Денис Зиновьев
Не менее важное звено в новой образовательной модели ТюмГУ – элективы (electives), курсы по выбору. К слову, такие курсы не новинка для вузовского образования. Однако традиционно возможность выбора в классических университетах России мала: 1-2 в семестр. В ТюмГУ же разработано порядка сотни элективных курсов по нескольким областям знаний. За счет такого изменения подхода к вариативности и обеспечивается возможность формирования студентами индивидуального учебного плана. Выбирать элективы они начинают с первого курса. Оценив их содержание и свои интересы, а также сопоставив время проведения занятий, будущие бакалавры формируют свое индивидуальное расписание и получают возможность более глубоко погрузиться в освоение дисциплин профессиональной сферы или же получить дополнительные компетенции в других областях.

На первом курсе на Core приходится большая часть учебного времени. На более старших наступит время специализации – блок Major. В университете считают, что оно будет максимально плодотворным, так как у студентов уже сформируются потребности в получении специальных углубленных знаний.

Более того, со второго курса студенты, обучающиеся в ТюмГУ по системе индивидуальных образовательных траекторий, при желании могут бесплатно получить дополнительную квалификацию бакалавра, что будет засвидетельствовано документом установленного образца. Для этого в новой образовательной модели разработан модуль Minor – трек из пяти элективных дисциплин, изучать которые следует одну за другой.

Корректируя свою образовательную траекторию, студенты в итоге становятся уникальными специалистами, в том смысле, что абсолютно одинакового набора дисциплин у них не будет. Значит, у каждого возрастает шанс найти свое рабочее место.
КОММЕНТАРИЙ
Валерий Фальков,
ректор ТюмГУ
При обучении по новой образовательной модели студент становится центральной фигурой в университете. Не преподаватель, не кафедра и институт, которые определяют содержание предмета и учебной программы, а именно студент, который формирует запрос на свое образование, на определенные дисциплины, на выбор своей траектории. Более того, студент, который сделал собственный выбор, более требовательно относится и к качеству образования.
Материал подготовлен при участии ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет"
Гуманитарное образование: вызов завтрашнего дня
Институт социально-гуманитарных наук ТюмГУ: в поисках новой цифровой реальности
Цифровая культура и медийное производство: магистры современного экрана
Школа перспективных исследований: доступ в мировое интеллектуальное пространство
Новая образовательная модель в высшей школе: личная траектория роста