"Первым проектом цифровизации стал переход всех авиакомпаний на отечественные системы бронирования - с 1 ноября 2022 года по сегодня оформлено около 150 миллионов билетов. Из них практически 99,9% - через отечественные системы бронирования", - сообщил заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
Вторым проектом в этой сфере стала авиационная сервисная платформа, реализованная в рамках импортозамещения решений зарубежных сетей, добавляет он. "Это платформа, которая позволяет обмениваться телеграфными сообщениями. Сейчас подключены 12 российских аэропортов, 13 иностранных и 56 авиакомпаний. За время работы системы в ней передано более 70 миллионов сообщений", - рассказал замглавы минтранса.
Также был запущен "Портал субсидированных перевозок", позволяющий в онлайн-режиме оформлять билеты льготным категориям пассажиров, в том числе участникам СВО и их семьям. В настоящее время продано уже почти 1,5 млн льготных авиабилетов.
"Мы будем расширять концепцию портала субсидированных перевозок на все виды транспорта и уделим особое внимание категории участников специальной военной операции и их родственникам", - отметил Баканов.
Активно развивается цифровизация автотранспорта. Например, в прошлом году появилась возможность оформить путевой лист (ЭПЛ), без которого автобус или такси не может выйти в рейс, в электронном виде, а в сентябре 2023 года начала работу ФГИС "Такси" - система помогает пассажирам проверить легальность перевозчика и автомобиля. Кроме того, активно осуществляется цифровизация сети автодорог "Росавтодора". Сейчас они оборудованы интеллектуальными транспортными системами (ИТС), позволяющими повысить безопасность на дороге. Согласно анализу данных, эффект от внедрения ИТС на трассах привел к сокращению ДТП на 50%.
Железнодорожный транспорт также успешно проходит процесс цифровизации. Сейчас РЖД удачно использует две отечественные технологии систем управления перевозками - АСУ "Экспресс" и ЭТРАН. Благодаря первой пассажиры могут покупать билеты, а вторая дает возможность обмениваться электронными перевозочными документами при грузоперевозках.
В РЖД уделяют внимание и развитию беспилотных технологий. Так, уже этим летом в столице поедут первые беспилотные "Ласточки" по Московскому центральному кольцу (МЦК), где машинист будет только следить за работой системы управления составом, не участвуя в процессе вождения. "С 2026 года поезд будет двигаться полностью без машиниста, а оператор дистанционно будет один управлять двумя, а в перспективе - и четырьмя "Ласточками", - делится планами на будущее замминистра транспорта.
Не отстают в беспилотных технологиях и перевозки водным транспортом. В конце прошлого года, например, на линии Усть-Луга - Балтийск было запущено движение двух морских автономных судов "Генерал Черняховский" и "Маршал Рокоссовский".
Развиваются беспилотные грузовые и пассажирские автоперевозки. Менее года назад были запущены грузовые беспилотники "КАМАЗ". Сейчас их пятнадцать, но парк беспилотников постоянно растёт. Первопроходцами в пассажирских автономных перевозках стала компания Яндекс, под руководством которой первые беспилотные такси уже проехали более 30 млн километров по "Иннополису", Москве и "Сириусу".
Сейчас ведётся создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы - "ГосЛог", цель которой убрать с рынка бумажные документы, заменив их на мультимодальную электронную перевозку всех грузов. Также ведется создание аналогичной пассажирской платформы.