Сейчас заканчивается первый этап строительства. В ближайшее время планируется завершить землеустроительные и другие работы по обустройству инфраструктуры, чтобы с начала 2009 года приступить к монтажу оборудования.
Все расписано вплоть до гвоздя
Еще полгода назад в бухте Козьмина и на прилегающих землях практически ничего не было. Поражают не только грандиозный размах стройки, но и ее темпы. Пожалуй, схожий по масштабам промышленный объект возводился в Приморье в 70-е годы прошлого века - это порт Восточный. Но по темпам строительства и он - не конкурент Козьмино. Первый строили больше пяти лет, а этот должны сдать через 20 месяцев, к концу 2009 года.
В состав нового порта входит железнодорожная эстакада, куда будут поступать составы с нефтью из Сковородино, нефтебаза и морской нефтеналивной терминал.
- Началу строительства предшествовала огромная организационная работа, - сообщил корреспонденту "РГ" генеральный директор ООО "Спецморнефтепорт "Козьмино" Лев Панченко. - Масса инженерных и проектных институтов рассчитывали месячный и суточный график работ и поставок материалов на весь период стройки. Все расписано вплоть до гвоздя. Да и работа идет в три смены.
Уже выполнена большая часть земляных работ на участке строительства нефтепирса и нефтебазы. В самом разгаре возведение железнодорожной эстакады. Здесь необходимо обеспечить переход к разъезду Хмыловскому, а для этого большой участок земли нужно поднять на 14-17 метров и построить железнодорожный мост. Сложность в том, что местность здесь заболоченная и нужна мощная дренажная система, что сейчас и делается. Кроме того, убирают "слабый" грунт и вместо него насыпают более прочный. В конце следующего года в этом месте появится огромная станция на 11 железнодорожных путей, способная перегружать 15 миллионов тонн нефти в год.
Особое впечатление произвела площадка, где строится нефтебаза. Везде, куда ни кинешь взгляд, кипела работа множества кранов, тяжелой техники и людей. Почему-то на память пришли сцены Бородинской битвы из фильма Сергея Бондарчука "Война и мир". Именно такое же по масштабу, но мирное действо разворачивалось перед глазами. Даже панорамная съемка не позволила захватить в кадр все объекты.
Кстати, Владимир Путин, побывав в Козьмино и осмотрев стройплощадки с вертолета, остался доволен увиденным. А вообще за стройкой можно наблюдать из московского офиса Транснефти в режиме реального времени: на объектах установлены веб-камеры.
Кадры и ресурсы
Кто работает на стройке? Каковы условия труда и зарплата? Корреспондент "РГ" вяснил на месте.
Недавно в СМИ прошла информация о трудовом конфликте с рабочими из Хакасии. Девять человек были недавно уволены. И это тоже стало поводом для поездки корреспондента "РГ" в Козьмино.
Рабочие из Хакасии пожаловались, что им задержали выплату зарплаты за три месяца и вместо обещанных 25 тысяч рублей, вычтя стоимость за питание, проживание и за авиабилет, заплатили по 8 тысяч. Люди пожаловались, что повод для увольнения был формальный - они поехали в соседнюю Находку перечислить деньги родственникам, не предупредив об этом начальство.
- Мы разбираемся с этой проблемой, - сказал корреспонденту "РГ" Лев Панченко. - Они уехали отправить деньги родственникам, когда была их рабочая смена, а у нас жесткий график работы. В рамках подрядных обязательств Транснефть своевременно перечисляет платежи, а взаимоотношения между генподрядчиками и субподрядчиками проконтролировать сложно.
К разговору подключился Рашид Кумраев, главный инженер дальневосточного филиала корпорации "Инжтрансстрой", которая является одним из генподрядчиков строительства, а трудовой конфликт случился у одного из субподрядчиков.
- В конфликте виноваты обе стороны, - заявил он корреспонденту "РГ". - Те, кто нанимал рабочих в Хакасии, видимо плохо объяснили им, что зарплату они получат за качественную работу, а не за пребывание на рабочем месте. На оперативном совещании руководитель подразделения сообщил, что люди получили зарплату, адекватную их труду. Перед ними стоял вопрос о повышении качества, требовался продукт, соответствующий современным требованиям, а они этого не умеют. Стройка большая, здесь жесткие требования: авторский надзор, технадзор и так далее.
Перед началом стройки изучался рынок труда. Местных работников не так много, как хотелось бы, но это объективный фактор. Кстати, руководитель строительства Лев Панченко - выпускник Дальневосточного высшего инженерного морского училища имени Невельского. В свое время он возглавлял департамент транспорта администрации Приморского края.
К сожалению, нет в Приморье достаточного количества специалистов по гидротехническим работам и сварщиков нужной квалификации, но это штучные профессионалы. Их специализированные бригады переезжают с одной стройки на другую. Трудятся здесь те, кто строил порты в Санкт-Петербурге и Усть-Луге, и те, кто приехал со строительства Бурейской ГЭС.
По словам Рашида Кумраева, это его третий объект с Транснефтью. До этого работал на Балтике, строил порты в Приморске и Усть-Луге - современные, с максимально экологичными технологиями. Но порт Козьмино по уровню используемых технологий будет еще более современным.
Несколько находкинских компаний работают на субподрядах. В дирекции довольны их деятельностью. Например, большой заказ получил Находкинский судоремзавод. Это 37 металлоконструкций для причала портофлота и 36 вставок между ними, а также 15 стальных форм для отлива бетонных волногасителей, которые защитят от штормов будущий пирс. Конструкции уже поступают на завод в Улан-Удэ. Кроме того, специалисты НСРЗ изготовили для нефтепорта 12 швартовых тумб, которые будут установлены после сооружения пирса.
А вот мачты для прожекторов, чтобы освещать стройплощадки в темное время суток, пришлось заказывать на Сахалине.
Что касается жителей Козьмино, их здесь около 500 человек. На стройку они просятся, но, увы, мало что умеют, а неквалифицированных работ здесь почти нет. Самое большее на что они могут рассчитывать, - место охранника на пунктах пропуска машин. Объект - режимный, и на дорогах круглосуточно идет дежурство, чтобы на стройку не проникли посторонние.
Оградили жителей от неудобств
За два года, пока шли общественные слушания по строительству нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", в прессе прозвучало немало негативных высказываний экологов в адрес стройки. Маршрут был изменен: трубу отодвинули подальше от Байкала, а строительство нефтепорта перенесли из Перевозной в бухту Козьмина.
Сейчас информации о строительстве нефтепорта в СМИ стало меньше, но негативный имидж, созданный экологами, остался. И когда начались работы, жители Козьмино стали жаловаться экологам, что стройка им мешает.
- Раньше в Козьмино был тупик, поэтому никто и никогда не видел таких темпов строительства и такого интенсивного движения. Конечно, спокойствие мы нарушили, хотя и постарались максимально оградить жителей от неудобств: для вывозки грунта специально проложили дорогу подальше от поселка, пустили по ней поливальные машины, чтобы меньше было пыли, - сообщил корреспонденту "РГ" Лев Панченко. - Сейчас расширяем дорогу, убирая в сторону высоковольтную линию. В проекте предусмотрена рекультивация, все откосы будут отсыпаны грунтом и там посадят траву, так что все будет аккуратно и красиво. Заверяю ответственно: Транснефть на экологии не экономит.
Наш разговор об экологии был неожиданно прерван: машина резко остановилась, потому что впереди на дороге неожиданно появился… фазан. Красивый самец в ярком оперении шел неспешно, как по пешеходной "зебре", и чувствовал себя вполне комфортно.
- Вот видишь! А экологи говорят, что мы тут всех распугали и природу губим, - улыбнулся Лев Панченко. - Фазанов в здешних лесах - множество. Конечно, близко к стройке, где круглые сутки шум и гам, они не живут, но тут уж ничего не поделаешь.
Между тем
Сейчас на стройке трудятся около двух тысяч человек со всей России, и еще около тысячи задействованы на выполнении заказов. Иностранной рабочей силы на объекте нет. Зарплаты рабочих - разные, в зависимости от квалификации, но "вилка" составляет примерно от 15 до 50-60 тысяч рублей.