Специалисты уверены, что у Музея Москвы появились все шансы стать лучшим городским музеем в Европе. Эти грандиозные замыслы они связывают со знаменитыми Провиантскими складами, памятником архитектуры девятнадцатого века, как известно, переданным правительством Москвы этому музею.
Напомню: комплекс из трех однотипных зданий на Зубовской площади, так называемых "провиантских магазинов", а также кордегардия (гауптвахта) внутри двора были построены архитектором Федором Шестаковым в 1830-1835 годах для казенного провианта по проекту Василия Стасова. Лаконичная композиция в самом центре города, въезд на территорию которой украшают ворота с белокаменными пилонами, увенчанными скульптурами воинов, прослужила в качестве складов лишь первые семьдесят лет своего существования. В советское время комплекс облюбовал под свой гараж Генштаб Вооруженных сил страны. Военные превратили двухэтажные памятники в трехэтажные, приделали к ним массу неказистых пристроек и пандусы для машин.
Только после того как город построил для минобороны две новые автобазы - на Рублевском шоссе и Бережковской набережной, военные согласились покинуть стены памятника. А исторические здания передали Музею истории Москвы. "Первым делом мы вывезли с территории комплекса все горючие материалы, сняли 10 слоев асфальта, пропитанного мазутом", - рассказала корреспонденту "РГ" гендиректор музея Галина Ведерникова. Работники музея сразу приступили к ремонту зданий, а внутри одного из корпусов для начала организовали первую выставку "Мы запомним суровую осень. Москва 1941 г.".
Работы же по реконструкции самих зданий пока не начались - коллектив ждет, когда правительство Москвы рассмотрит на своем заседании концепцию развития музея. Ждет с нетерпением и надеждой на то, что уж после него-то работы наконец начнутся в полную силу.
Планов у музея громадье. Дело в том, что он обладает уникальным собранием из более чем 1,2 миллиона экспонатов. К сожалению, с самого момента основания главные фонды музея ютятся на крошечных площадях в бывшей церкви Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади. Общая площадь фондохранилища там составляет всего 1364 квадратных метра, а экспозиционных площадей еще меньше - лишь 869 квадратных метров. Для сравнения: в музее Шанхая хранится 130 тысяч предметов, но располагаются они более чем на 40 тысячах квадратных метров, в Музее города Сеула для 30 тысяч предметов имеется здание с площадью 20 тысяч квадратных метров, а если считать со всей его территорией, то там целых 100 тысяч квадратных метров. В таких условиях они могут не только работать с посетителями, но и проводить масштабные музейные акции, концерты с одновременным участием нескольких тысяч человек.
В российской же столице экспонаты Музея истории Москвы демонстрируются в трех залах самой церкви, а также в шести других подразделениях, расположенных в Старом Английском дворе, Музее археологии на Манежной площади, храме Христа Спасителя, Музее русской усадебной культуры в Кузьминках, Музее истории в Лефортове и Музее русской гармоники Альфреда Мирека. И несмотря на это специалисты в состоянии показать москвичам всего 0,8 процента своей коллекции. Для остальных просто не хватает места. Поэтому большая часть "сокровищ истории" всю свою жизнь проводят в запасниках.
В частности, никогда не экспонировались коллекции предметов из драгметаллов, исторического оружия, уникальное собрание монет Московского царства... Для показа таких коллекций и раритетов нужно специальное экспозиционное оборудование.
Проект нового Музея Москвы на базе Провиантских складов, который дал бы ему возможность показать все свое богатство, летом этого года уже обсуждался на общественном градостроительном совете при мэре Москвы. Планируется, что после завершения работ все три корпуса Провиантских складов с внутренними аркадами превратятся в современный крупный музейно-выставочный комплекс, достойный нашей столицы. Полученное дополнительное пространство будет использоваться для проведения различных культурных акций.
В отреставрированных трех зданиях, планируют специалисты, разместится постоянная экспозиция, основой которой станут подлинные предметы. "Экспозиция проследит эволюцию города, основные этапы его развития от поселения боярина Кучки, через расширение крепостных стен города до современного мегаполиса, - рассказала "РГ" Галина Ведерникова. - Образным символом новой экспозиции, соединяющим все галереи, может стать дорога, отражающая исторический путь Москвы. По тропе древнего города, грунтовой дороге и деревянным мостовым средневековой Москвы, по брусчатке петровской эпохи пройдут посетители на асфальтовую площадь современной Москвы.
На этом маршруте каждый посетитель зайдет в усадьбу москвича, лавку ремесленника (гончара, оружейника, кузнеца), побывает в торговых рядах, трактире, коммунальной квартире, хрущевке.
Сотрудники музея хотят сделать обновленный музей привлекательным и для молодежи. Для этого планируется использовать новейшие музейные технологии. В экспозиционных залах будут работать лазерные установки, различные аудиовизуальные и анимационные средства, которые будут не только воспроизводить виды города, но и передавать его звуки и даже запахи. Они создадут эффект погружения в эпоху. Например, такой прием будет применен при показе экспозиции "Пожар Москвы 1812 года", появится запах гари, шум Москвы.
Во внутреннем дворе - атриуме будут представлены проекты Исторического театра событий московской жизни, молодежные студии, детские спектакли. Здесь же будут проходить крупные городские мероприятия: дни исторического и культурного наследия Москвы, Московский международный музейный форум, акция "Ночь в музее", День города и другие.
Для слабовидящих людей информация будет предоставляться с помощью азбуки Брайля, для людей с ограничениями двигательного аппарата в музее планируется предусмотреть широкие лифты, подъемники, пандусы, которые создают возможность осмотра любой экспозиции, как это возможно, например, в музее Люксембурга. Там пять исторических зданий объединяет общее архитектурное пространство и подземное пространство на глубине 36 метров в скальной породе. Для осмотра каждого уровня экспозиции созданы панорамные лифты, комфортные подходы и эскалаторы для всех категорий посетителей и даже для семей с маленькими детьми в колясках.
Будет ли именно так выглядеть окончательный вариант проекта реконструкции Провиантских складов, сказать пока трудно. Впереди еще большая работа, в том числе и по обследованию состояния фундаментов, стен и других несущих конструкций зданий.