Глава Никарагуа Даниэль Ортега передал привет президенту Медведеву и товарищу Путину

В Никарагуа простые люди чтят Даниэля Ортегу не меньше, чем жители Кубы - легендарного Че Гевару. Это - не преувеличение. Бывший революционер, отсидевший семь лет в тюрьме, первый раз Ортега получил власть в стране в ходе вооруженного переворота. Но затем добровольно пошел в качестве кандидата на президентские выборы и потерпел поражение.

В январе 2007 года Ортега второй раз стал руководителем Никарагуа. Местные газеты, в большинстве своем принадлежащие оппозиции, объявили ему войну. Но в народе Ортегу считают честным человеком, который не берет взяток. Такую репутацию в Никарагуа, где коррупция давно и повсеместно правит бал, не купишь ни за какие деньги.

Главу внешнеполитического ведомства России Сергея Лаврова президент Ортега принимал не в своем дворце, а в штаб-квартире сандинистского фронта национального освобождения. Мои собеседники в Манагуа объяснили: эта территория лучше всего охраняется, и за воротами своей партийной резиденции Ортега чувствует себя в наибольшей безопасности.

На переговоры с Лавровым руководитель никарагуанского государства пришел в подчеркнуто "домашнем" виде - темной ветровке поверх неофициальной клетчатой рубашки. Ортегу сопровождала его супруга Росарио Мурийо. Впрочем, не слишком официальный вид президента Никарагуа объяснялся не только его представлениям о том, как следует одеваться революционеру, но и весьма "земными" причинами. Российский МИД попросил никарагуанскую сторону назначить встречу с Ортегой на единственный в стране выходной - воскресенье (в Москве в это время был уже понедельник - от ред). Руководство страны пошло Лаврову навстречу. Так что на переговоры с российским министром Ортега приехал прямиком из дома, буквально от телевизора.

А вот министр иностранных дел Никарагуа Самуэль Сантос на встречу с главой внешнеполитического ведомства нашей страны намеренно одел "баядеро", белую рубашку из хлопка с четырьмя карманами, которую в качестве официальной формы, пытаются вводить в госучреждениях сандинисты. Но далеко не все в восторге от таких перемен, и многие чиновники по старинке предпочитают костюм и галстук.

Лавров прилетел в Никарагуа впервые - до него руководители МИД России не посещали Никарагуа. Прежде в Манагуа побывал лишь Эдуард Шеварнадзе, занимавший в то время пост главы внешнеполитического ведомства СССР.

"Хотел бы передать привет народам Абхазии и Южной Осетии, - "заводится" Ортега, и в его голосе мгновенно появляются стальные нотки. Мы знаем о борьбе, которую они ведут. Они могут рассчитывать на солидарность народа Никарагуа".

Парадокс - несмотря на то, что в стране слово "империализм" давно стало ругательным, а власти и оппозиционные газеты в один голос - редчайший случай - критикуют американцев  за войны в Ираке и Афганистане, в 2008 году США, наряду с Венесуэлой и Тайванем, оставались одним крупных доноров Никарагуа. Речь идет о немалых суммах - Манагуа получил безвозмездную помощь на 400 миллионов долларов и еще 600 миллионов долларов в виде льготных, практически невозвратных кредитов. В Никарагуа шутят: Ортега, вероятно, знает особый секрет, как, оставаясь яростным противником Вашингтона, заставить американцев оплачивать счета своего государства. Доклад о финансово-экономической помощи и перечень государств, которые дотируют Никарагуа, были опубликованы на сайте Центробанка страны.

Возможно, все дело в личности Ортеги. До его прихода к власти, если чиновник в Никарагуа получал откат от сделок в два процента, его считали порядочным человеком. Другие брали намного больше. Дело дошло до того, предшественники Ортеги на посту президента из числа либералов продали на металлолом единственную в стране железную дорогу. Неудивительно, что, добившись поста главы государства, первое, что сделал Ортега  - объявил войну коррупции. Для этого он мобилизовал сандинистскую партию, которая выявляет нечистых на руку чиновников. Но полностью победить коррупцию Ортега, разумеется, не смог.

После завершения встречи с Лавровым президент Никарагуа не скрывал, что доволен беседой. Он сразу сообщил: переговоры с российским министром продолжались час пятнадцать минут. После чего подробно остановился на обсужденных темах - военно-техническом сотрудничестве и инвестиционной политике, транспорте и образовании. "Мы работаем над совместным проектом по строительству больницы в Никарагуа. Пока точно не определили город, где она будет построена, но, исходя из наших потребностей, скорее всего это будет Манагуа", - пояснил Ортега.

После чего предложил развивать диалог между Россией и Никарагуа также в области спорта. "Русские - великие футболисты, - развил свою мысль  Ортега. - Мы ждем, что к нам приедет ваша футбольная команда". Никарагуанцы готовы помочь Москве в развитии бейсбола. Выяснилось, что Ортега - страстный поклонник этого вида спорта и следит за результатами матчей, проходящих даже в самых отдаленных уголках страны.

Со своей стороны, Лавров перечислил соглашения, которые хотела бы заключить Россия с Никарагуа. Это договора о взаимной защите инвестиций и о рыболовстве. Как стало известно "РГ" недавно в Манагуа побывала делегация Россельхознадзора, которая занималась вопросами сертификации для российского рынка никарагуанской продукции.

Но когда на практике заработают подготовленные соглашения неизвестно. Причины возможных задержек кроются в особенностях местного законодательства, содержащего огромное количество подводных камней для бизнеса. Например, согласно действующим в Никарагуа правилам, после строительства гидроэлектростанции ее владельцы обязаны через 30 лет передать объект в собственность государства. К тому же многие подготовленные к подписанию совместные с Россией законопроекты требуют одобрения со стороны парламента. А тот в Никарагуа находится в оппозиции к  Ортеге и применяет тактику "выжженной земли", когда речь идет о правительственных инициативах. Депутаты, противники Ортеги, не приходят на заседания, а голосов сандинистов недостаточно, чтобы провести нужное решение.

Жертвой такой политики стал знаменитый проект прокладки канала, аналогичного панамскому, через территорию Никарагуа. Противники Ортеги до сих пор отказываются принимать закон о концессии в отношении новой водной артерии. Без него невозможно всерьез заниматься поиском инвесторов под столь грандиозное строительство - никарагуанцы оценивают его в 18 миллиардов долларов, а независимые эксперты в 36 миллиардов.

В Никарагуа не существует закона, по которому прессу можно привлечь к ответственности за клевету. А поскольку самые тиражные газеты принадлежат оппозиции, то практически любое начинание Ортеги журналисты встречают в штыки. Даже полученные в качестве гуманитарной помощи от Москвы свыше сотни автобусов КАВЗ курганского завода подверглись критике в СМИ. И это происходило в стране, где средний возраст общественного транспорта составляет свыше 20 лет, а автобусный парк состоит из машин отработавших свое сначала в США, а затем в Мексике.

В Манагуа Лавров принял участие в церемонии передачи книг Центральноамериканскому университету для формирования кабинета русского языка. Всего, по оценкам местной ассоциации "русаника", состоящей из бывших выпускников советских вузов, в стране живет порядка 70 бывших россиян, около 300 человек - выходцев из СССР, и порядка семи тысяч "русскоязычных" - никарагуанцев, изучавших "великий и могучий" в учебных заведениях Советского союза.

"Хочу передать привет президенту Медведеву и товарищу Путину", - говорит Ортега, и его слегка печальное, немного меланхоличное лицо озаряется улыбкой. И громко добавляет "Большое спасибо вам, товарищ Лавров".