Материалы "РГ" о том, что реконструкция здания театра "Геликон-Опера" приостановлена под нажимом общественного движения "Архнадзор", вызвали поток взволнованных писем.
Оказавшаяся под угрозой судьба всемирно известного театра привлекла внимание наших читателей не только в России. В ответ на публикации мы получили письмо выдающихся мастеров мировой оперной сцены Ольги Бородиной, Марии Гулегиной, Анны Нетребко, Марины Мещеряковой, Ильдара Абдразакова и Дмитрия Хворостовского. Публикуем его с незначительными сокращениями.
Уважаемая редакция "Российской газеты"!
Нас чрезвычайно встревожило решение правительства Москвы приостановить строительные работы на здании театра "Геликон-Опера", принятое под давлением общественной организации, агрессивно выступающей против реконструкции театра. В этот критический момент для "Геликона" и его художественного руководителя Дмитрия Бертмана наша нравственная обязанность - высказать солидарную точку зрения. Предложить взгляд, так сказать, изнутри оперно-театрального "цеха".
Мы безгранично уважаем Бертмана не просто как режиссера мирового уровня, но и как самобытного художественного руководителя, сумевшего практически "из ничего" создать театр, его выпестовать, завоевать ему авторитет и признание в Европе и мире. Сегодня труппа "Геликона" - сильнейший ансамбль солистов, заслуженных артистов, лауреатов международных конкурсов и премий. Это симфонический оркестр и хор, которые помимо репертуарных спектаклей проводят концерты на самых престижных площадках Москвы.
Каждый из нас много поездил по миру, мы выступали на самых знаменитых оперных площадках мира - от "Ковент-Гардена" до "Метрополитен-оперы", знаем европейский и мировой рейтинг оперных коллективов и можем с гордостью за отечественное искусство сказать: "Геликон" - гордость не только Москвы, но и визитная карточка России за рубежом. Много ли мы знаем музыкальных театров в Москве, с которыми бы охотно работали такие выдающиеся мастера, как Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Сергей Стадлер Риккардо Мути, Ричард Брэдшоу, Роберто Аланья, Рената Скотто, Анджела Георгиу! Большинство из авторов этого письма также имели счастье сотрудничать с Дмитрием Бертманом; любое приглашение в "Геликон" - большая творческая удача для самых успешных профессиональных артистов.
Свидетельствуем: это театр, который знают в Европе и Америке как серьезнейший коллектив. Ему аплодируют многие города Австрии, Великобритании, Испании, США, Франции... О нем пишут крупнейшие мировые издания - The Financial Times, Le Monde, The Independent, Washington post, Le Figaro, Herald Tribune... В Москве "Геликон-Опера" показывает более двухсот спектаклей в год, но, к великому сожалению, российский зритель не имеет возможности представить себе реальные творческие возможности театра. Из-за отсутствия достойной сцены "Геликон" вынужден ставить и играть многие спектакли не дома, а в многотысячных залах за рубежом, снабженных современнейшей сценической техникой.
Бездомный театр с мировым именем - это нонсенс! Поскольку назвать "домом" тесное помещение конференц-зала на Новом Арбате с отвратительной акустикой, с двумя гримерными на труппу в 450 человек, где сейчас ютится коллектив "Геликона", не поворачивается язык. Многие звезды отечественной и мировой сцены, исполнявшие ведущие партии в постановках "Геликона", в течение многих лет наблюдают трудную борьбу театра за право иметь достойное помещение. За время, убитое на всякого рода войны за выживание в родных стенах (лакомый для многих кусок московской земли!), геликоновцы могли бы поставить не один талантливый спектакль.
За 20 лет своего существования "Геликон" поставил в Москве более 50 спектаклей, каждый из которых мы, профессионалы, можем без сомнения назвать уникальным. Коллектив всегда шел новаторским, дерзким, неизведанным путем. Небольшой зал театра "трещал по швам" от желающих попасть на его спектакли. Его публика - москвичи, гости столицы, иностранные туристы, послы иностранных государств, отечественная и мировая элита...
Такой театр - гордость любого, даже самого архитектурно богатого мегаполиса, к которому тянется нескончаемый поток людей. Именно театры, в том числе и "Геликон", обеспечивают приток туристов в нашу столицу.
Опыт других столиц показывает, что реконструкции исторических зданий всегда вызывают много споров, однако побеждает здравый смысл. Достаточно вспомнить реконструкцию целого квартала для реставрации и перестройки знаменитого "Ковент-Гарден" в Лондоне, постройку в Париже здания Новой Оперы на площади Бастилии, модернизацию исторического здания Grand Operа, строительство Новой сцены и реконструкцию Большого театра, Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко... Эти здания радуют сегодня миллионы поклонников оперного и балетного искусства.
Геликоновцев обвиняют в разрушении старины. Помилуйте! Люди, создавшие такой театр и "выносившие" свой проект как ребенка - с любовью, не могут быть разрушителями. Мы видели проект нового театра и можем смело сказать: это будет уникальный зрительный зал. Мы будем счастливы петь в таком театре, где к тому же предусмотрена уникальная акустика; реализации этой части проекта мы бы просили уделить особое внимание.
Творческие люди хорошо понимают: для "Геликона" новое помещение - вопрос жизни и смерти. Ответ на этот вопрос сегодня могут дать только московские власти, представителей которых мы не раз видели на геликоновских спектаклях.
Этим письмом мы, артисты оперы, занимающие не последнюю ступеньку в иерархии отечественных и мировых исполнителей, хотели бы донести свою точку зрения до правительства Москвы, а также до людей, от которых зависит судьба замечательного и самого молодого оперного коллектива. Не убивайте театр! Пусть бьется его сердце.
Ольга Бородина,
Мария Гулегина,
Анна Нетребко,
Марина Мещерякова,
Ильдар Абдразаков,
Дмитрий Хворостовский