Белгородская программа реформирования начального и среднего профессионального образования, суть которой в интеграции училищ, техникумов, колледжей и профильных промышленных предприятий, вызвала неоднозначную реакцию местного бизнес-сообщества.
О необходимости подготовки квалифицированных специалистов рабочих профессий говорят и потенциальные работодатели. Однако они же и не спешат объединять усилия, отмечая, что необходимо четкое правовое поле, которого, по их мнению, в настоящее время попросту нет.
Напомним, еще в прошлом году белгородские власти заявили о необходимости реорганизации в этой сфере. Крупным предприятиям предложили выбрать образовательное учреждение и создать на его базе своеобразный центр подготовки кадров по собственному профилю. В то же время школьные предметы выпускных классов из программы решили не исключать, чтобы по окончании училища молодой человек получал аттестат о среднем образовании. При этом топ-менеджер предприятия получает право войти в состав созданного в учреждении Наблюдательного совета наряду с представителями облправительства и муниципалитета и корректировать образовательную программу.
По мнению чиновников, такой принцип выгоден всем. Работодатель, призванный формировать материально-техническую базу того же училища, образовательную программу и даже преподавательский состав, получит в результате квалифицированного специалиста, умения и навыки которого соответствуют потребностям отрасли. Училища же - значительную материальную поддержку, а также, по сути, заказ на подготовку кадров. Студентам же реформа выгодна по той причине, что практически с первого дня учебы они застолбят для себя рабочее место.
Рыночные отношения
Примером гармонии в отношениях между образовательным учреждением, предприятием и студентами может служить Дмитриевское училище N 23. Шефство над ним взял агроходлинг "Агро-Белогорье". Уже сейчас студенты так называемой "пилотной" группы выгодно отличаются от своих однокурсников не только форменной одеждой с логотипами компании. Каждый из них говорит об уверенности в собственном будущем.
Два десятка будущих трактористов-машинистов обучают премудростям профессии на немецкой технике под руководством опытных сотрудников компании. Образовательный процесс проходит в отремонтированных аудиториях, оснащенных и интерактивными досками, и компьютерным оборудованием, и наглядными пособиями. В стареньких корпусах училища идет монтаж современной лаборатории для обучения будущих обвальщиков и жиловщиков. Аудиторию училища превращают в реальную производственную линию мясоперерабатывающего предприятия.
Уже в сентябре тут откроют семь новых специальностей, необходимых предприятиям, специализирующимся на производстве свинины. И руководство агрохолдинга не исключает, что в будущем здесь станут готовить кадры не только для собственных нужд, но и по заказу конкурентов.
- Холдинг нуждается в училище не меньше, чем училище в холдинге, - констатирует генеральный директор ГК "Агро-Белогорье" Владимир Зотов.
Взять обязательства
Однако даже имея пример, представители других предприятий не уверены, что система не даст сбоев. По их мнению, отношения между студентами, предприятием и образовательным учреждением нужно четче регулировать на законодательном уровне.
- Несмотря на то что мы входим в состав Наблюдательного совета, вкладываем средства в оборудование, необходимое для образовательного процесса, мы не имеем никаких гарантий, - говорит Геннадий Бобрицкий, гендиректор агрохолдинга "Приосколье", специализирующегося на производстве мяса птицы. - Так, в начале обучения мы подписываем трехстороннее соглашение: училище обязуется дать молодому человеку знания и навыки, мы - по сути - оплатить учебу и взять потом этого специалиста на работу, а родители самого студента дают обещание, что он отработает определенный срок в нашей компании. Но после получения диплома этот молодой специалист может отказаться от обязательств. Ребята уходят в армию, возвращаются и работают где придется, девушки - выходят замуж и заводят детей. У нас нет гарантий, что после нескольких лет обучения мы получим полноценного работника.
Об том же говорит и начальник отдела обучения и развития персонала управляющей компании холдинга "Металлоинвест" Дарья Логинова:
- Как правило, в училища поступают дети из социально незащищенных семей, и мы, даже заключив соответствующий договор, не сможем потребовать плату за обучение у выпускника, который не захочет работать на нашем предприятии.
Кроме того, представители предприятий говорят еще об одном ограничении - студентам надо дать еще и среднее образование, а это тоже затраты - как минимум временные.
Потребность в способностях
Но даже скептически настроенные представители бизнес-сообщества отмечают: если училища перестанут существовать, на их предприятиях работать будет некому.
- В один прекрасный день мы попросту можем не найти людей для работы на нашей технике, - говорит представитель компании "Мировая техника" Александр Меденко, ставший на некоторое время преподавателем в Дмитриевском училище. - Большинство учебных заведений до сих пор пользуются старыми образцами, мы же - учим пользоваться новыми машинами. Я думаю, этим ребятам, которые сегодня занимаются в аудитории, изучают механизмы, завтра - когда они выйдут в поле - цены не будет.
Слова преподавателя не вызывают сомнений ни у руководства училища, ни у бизнесменов.
- Я согласен с тем, что рынок подготовки кадров имеет большие перспективы, - отмечает Геннадий Бобрицкий. - Но заниматься этим должны профессионалы, которые просчитают, сколько и каких работников нужно подготовить, кто в них нуждается, а главное - будут гарантировать качество подготовки специалистов.
Справка "РГ"
В настоящее время в регионе насчитывается более 40 училищ, техникумов, колледжей и лицеев, где могут пройти обучение свыше 32 тысяч человек.