В фильме "Игра Эндера" человечество борется с инопланетным вторжением. Ничто не помогает против захватчиков. Новых полководцев решают отбирать из подростков. Самых одаренных в военных компьютерных играх детей отправляют для реальных тренировок на космическую базу. Офицер Графф (Харрисон Форд) предвидит будущего спасителя в тихом и скромном пареньке Эндере (Эйса Баттерфилд, главная роль в "Хранителе времени" Мартина Скорсезе). В основе сценария книга Орсона Скотта Карда.
На кануне премьеры Гэвин Худ рассказал "РГ" о том, чем реальная война отличается от виртуальной.
Одна из центральных тем фильма: какую цену должен заплатить лидер за свою судьбу, отказываясь от родных, от друзей.
Гэвин Худ: Согласен. Другая важная для меня тема - и она очень хорошо прописана в книге - то, как совмещаются компьютерная, игровая и настоящая реальности. Представьте, пара парней сидят за компьютером и направляют беспилотник бомбить какую-то цель, скажем, в Афганистане. Сами они - за сотни тысяч километров от места действия. Война во многих смыслах стала для нас видеоигрой. С другой стороны - видеоигры становятся все больше похожими на реальность. Грань исчезает. Мы привыкли смотреть войну по CNN. Мне кажется, мы больше не осознаем, что такое - настоящая война.
Вы делились своими воспоминаниями о войне с молодыми актерами фильма?
Гэвин Худ: Меня завербовали в армию, когда мне было 17. В первый день боевых действий один из моих друзей был ранен, а я, сколько себя помню, все время чувствовал злость и боль. Думаю, когда общество начинает считать войну очередной игрой, тогда политики легко ввязываются в новые вооруженные конфликты. Я чувствовал, что меня используют. Обещают, что я стану героем, что у меня будут приключения, что война покажется мне игрой. Когда мы репетировали с молодыми актерами, я как раз это и пытался до них донести: война - это не игра. Да, сам процесс тренировок может быть забавными. Моим актерам - подросткам тоже нравилось испытывать невесомость на тренажерах в NASA, погружаться с аквалангом. Все это весело. Но на войне веселье заканчивается, как только тебя подстрелят в ногу.
Мы обсуждали и то, есть ли ситуации, когда солдат может не подчиниться приказу. История человечества знает много примеров, когда война становилась настолько безнравственной и аморальной, что единственный правильный выход - не подчиняться.
Еще одна тема картины - что такое победа любой ценой. Всегда ли она оправдана. Ну и конечно речь идет о внутренней борьбе Эндера: он ведь совсем молодой человек, а должен решить, чего хочет, найти своей место в жизни, невзирая на то, чего от него требуют родители, брат и сестра, преподаватели в военной школе. За это мне и нравятся фильмы о молодых - в этом возрасте люди очень страстны, они - на пороге великих решений. И во многом от выбора, сделанного именно в молодости, зависит дальнейшая жизнь. Я вообще считаю, что молодые люди намного более интеллектуально развиты, нежели старшее поколение.
Как мистер Форд и молодой актер Эйса Баттерфилд работали на площадке? Они были партнерами или скорее "ученик и учитель"?
Гэвин Худ: Я попросил Харрисона Форда не слишком сближаться с Эйса. Не до такой степени, чтобы они не здоровались и не разговаривали вне кадра, но все же. Мне пришлось снимать кино в несколько заходов. Во-первых, Эйса очень быстро рос, приходилось перешивать его костюмы. Во-вторых, он сильно развивался в эмоциональном плане. Сначала мы снимали сцены знакомства Эндера с героем Харрисона Форда, когда все мило и спокойно, ну а потом - переломные моменты. Получилось так, что Эйса плавно подошел к тому, чтобы послать героя Харрисона Форда куда подальше, и сделать это совершенно уверенно.
Как вам показалось, мистер Форд тоже разделил вашу убежденность в том, что молодые люди - способны дать фору старшему поколению, что у них есть, чему поучиться?
Гэвин Худ: Думаю, да. У Харрисона 20-летний сын. Мне кажется, ему будет также интересно обсудить фильм со своим сыном, как и мне - с моими ребятами.
В фильме - завораживающие виды Космоса. Интересный футуристический стиль. Что на вас повлияло?
Гэвин Худ: Я придумал многие космические сцены, пока был в планетарии с моими детьми. Там родилась идея: мои герои будут осуществлять манипуляции, которые мы привыкли делать на планшетных компьютерах, но только - в трехмерном объеме. "Дирижировать" оружием и кораблями. И еще я часами разглядывал фотографии с крупнейшего телескопа Хаббл. Это просто медитативное зрелище. Такая красота. И у меня в команде визуальных эффектов - парни с несколькими научными степенями, выпускники лучших университетов, люди, помешанные на астрофизике. С такой командой у нас просто не было выбора - мы должны были сделать все сцены в Космосе достоверными и зрелищными.