Создание РНФ вызвало неоднозначную реакцию в научной среде. Ведь есть РФФИ и РГНФ, которые созданы специально для поддержки фундаментальной науки. Зачем еще создавать РНФ? Тем более странно, что ему дано право вести хозрасчетную деятельность, заниматься инвестиционной деятельностью. И сразу же пошли разговоры о распиле государственных средств. Вспомнили о проблемах с финансами, которые возникали в "Роснано" и Сколково.
Александр Хлунов: Мы еще не начинали работать, а уже появились подозрения в распиле. Что тут сказать? Давайте оценивать результат работы. Теперь - по существу. Да, есть различные фонды. РФФИ выдает грант в среднем до 500 тысяч рублей. Прямо скажем, немного. Как правило, эти деньги идут на увеличение зарплаты членов научного коллектива, на закупку какого-то недорого прибора. Но о реализации за подобные суммы самостоятельного проекта речи быть не может. Так вот впервые сейчас ставится задача кардинально изменить всю парадигму поддержки фундаментальных исследований. Для чего и создан РНФ.
Размер гранта - а это суммы от 5 до 25 миллионов рублей и даже до 150 миллионов - позволит полностью финансировать самостоятельный научный проект. Выигравший грант ученый сможет, по сути, стать независимым, покупать необходимые материалы, подбирать коллектив по собственному усмотрению: его никак не ограничивает штатное расписание.
Есть второй принципиальный момент, который сегодня вызывает серьезное недовольство ученых. Это связано с тем, что РФФИ и РГНФ - это бюджетные организации. Они могут расходовать деньги, строго выполняя правила Бюджетного кодекса. Такая же ситуация и с проектами, которые выполняются по Федеральным целевым программам. Главным показателем работы ученого во многих случаях является не научный результат, а сам процесс расходования денег. То есть проверяющие организации не интересует, что вы опубликовали статью в престижных научных журналах, важно, правильно ли потратили деньги, не нарушили какие-то статьи расходов, приобретая стулья, отчитываясь о командировке, и т.д.
Российский научный фонд - это не бюджетная организация, мы не зажаты жесткими правилами, для нас главное - научный результат. И в этом большое преимущество фонда перед другими формами поддержки науки. Именно на таких принципах финансируется фундаментальная наука в ведущих странах.
А экспертиза, к которой сегодня у ученых немало претензий, тоже перейдет на мировые стандарты?
Александр Хлунов: Она вберет лучший отечественный и международный опыт, а также опыт отлично зарекомендовавшей себя программы поддержки ведущих ученых, так называемых "мегагрантов". Мы сейчас формируем экспертный совет из ведущих ученых. Каждый из них - это крупный специалист по одному из научных направлений, обладающий хорошей репутацией и доверием в научной среде. Таких направлений в конкурсной поддержке будет девять, они охватывают широкой спектр естественных и гуманитарных наук. (Математика, информатика и науки о системах; физика и науки о космосе; химия и науки о материалах; биология и науки о жизни; фундаментальные исследования для медицины; сельскохозяйственные науки; науки о Земле; гуманитарные и социальные науки; инженерные науки).
В то же время перед фондом стоят задачи, которые конкретно определил президент страны. Дело в том, что У общества, у государства, у каждого человека есть потребность в науке. Каждый хочет жить дольше, без тяжких болезней, в чистой экологии, потреблять здоровые продукты, хочет, чтобы рождались здоровые дети и т.д. То есть речь идет о качестве жизни. Надо, чтобы наука услышала эти потребности. Поэтому кроме традиционных научных приоритетов, фонд делает ставку на несколько направлений, которые связаны именно с качеством жизни. А еще есть потребности страны, в частности, по ускоренному развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири, по освоению Арктики. Это тоже станет приоритетом при выборе направлений, когда будут объявлены конкурсы на получение грантов.
Есть какие-то формальные требования к тем, кто может подавать заявки на конкурс?
Александр Хлунов: Да, есть. Они исходят из международных стандартов "научного качества". Руководитель проекта должен иметь публикации в ведущих журналах, опыт управления научными коллективами и образовательными проектами. Кроме того, будут также учитываться публикации ключевых членов коллектива за последние 5 лет. Таким образом, от старой модели, когда деньги распределялись по принципу "всем сестрам серьгам", теперь государство, создавая в том числе и наш фонд, переходит к новой модели - целевой поддержке ученых, готовых работать на мировом уровне. Проект будет оцениваться по 5 критериям, в частности, это профессиональный уровень руководителя проекта и научного коллектива в целом; научное содержание проекта; значимость результатов его выполнения, качество управления проектом.
Кстати, ученые постоянно сетуют, что нынешняя грантовая система буквально "повязана" бюрократией. Так, американский профессор Артем Оганов, который выиграл недавно российский мегагрант, в интервью "РГ" говорил, что здесь ему приходится каждые три месяца писать отчеты толщиной с романы Дюма, а в США достаточно в конце года представить 10 страничек текста.
Александр Хлунов: Нам не нужны тома отчетов. Достаточно, если ученый сообщит, что сделал публикации в Nature, Science, в других журналах с хорошей репутацией. Повторяю, для нас важен результат, насколько эффективно потрачен грант.
Вам дано право зарабатывать деньги, занимаясь инвестиционной деятельностью. Как это связано с фундаментальной наукой?
Александр Хлунов: Мы не собираемся строить дома, покупать квартиры, но какие-то расходы фонд несет, к примеру, на работу экспертизы. Вот, к примеру, ситуация. Заказанный лабораторией прибор будет получен только через полгода, а на него уже выделены деньги, но они в ожидании лежат в казначействе. Их можно пустить в обращение и на этом заработать. Именно так сегодня поступают минфин, Центральный банк, Фонд национального благосостояния, и т.д. Это разумно, ведь деньги должны работать. Кстати, для тех, кто думает, что РНФ - это какая-то крупная контора, где собрались чиновники от науки, скажу: штат фонда будет очень компактным.
Вы подчеркиваете, что фонд не является бюджетной организацией, но свой "капитал" получаете из бюджета.
Александр Хлунов: Да, получаем, потому что поддержка фундаментальных исследований - это прямое обязательство государства. Именно оно предложило такую форму финансирования. На Западе уже имеются примеры, когда фундаментальные исследования ведутся на средства частного бизнеса. Надеюсь, что и в России наступит такое время. Ведь уже сегодня наша страна среди мировых лидеров по числу миллиардеров. Но, увы, и россиянин, и иностранец не стремятся иметь дело с бюджетными организациями, опасаясь различных юридических ситуаций, а главное - не получают в подписанных соглашениях желаемых форм контроля.
Наш фонд в этом отношении уникален, он может выстроить взаимоотношения с компанией, с физическими лицами на равноправных условиях. Мы готовы для решения определенных проблем привлечь любую компанию, любое лицо, включив их в органы управления, в систему экспертизы и т.д. И готовы софинансировать проекты, если это совпадает с нашими приоритетами.
В преддверии Дня науки, который отмечается 8 февраля, хочу поздравить с профессиональным праздником всех, кто связал свою жизнь с научной деятельностью. Людей - талантливых, умеющих мыслить нетривиально, воплощать в жизнь самые смелые идеи. Пользуясь случаем, призываю ученых воспользоваться новыми инструментами поддержки, которые будет предоставлять наш фонд. Тем более, что первый конкурс будет запущен совсем скоро - 10 февраля на нашем сайте (по адресам рнф.рф и rscf.ru) появится вся необходимая информация.
Проводить экспертизу заявок будут ведущие российские и зарубежные ученые. Один из главных критериев для приглашения участвовать в экспертизе - активность ученого, его рейтинг в мировой науке. Чтобы собрать сильную команду, вначале отберут наиболее рейтинговых ученых по разным отраслям знаний. Затем ученые составят шорт-лист тех специалистов, кому бы они доверили экспертизу. В итоге сформируется список, который рассмотрит попечительский совет фонда. Кстати, он сможет предложить и свои кандидатуры.
Справка "РГ"
Закон о создании Российского научного фонда подписан в конце прошлого года. В частности, предусматривается перевести финансирование фундаментальных и поисковых исследований на грантовую основу, прекратив их поддержку за счет ФЦП. Высшим органом управления РНФ является попечительский совет, его возглавляет Андрей Фурсенко. В его составе 15 человек, в том числе экс-министр финансов Алексей Кудрин, глава минобрнауки Дмитрий Ливанов, ректор Сибирского федерального университета Евгений Ваганов, научный руководитель Института медико-биологических проблем РАН Анатолий Григорьев, замдиректора Российского онкологического центра РАМН Михаил Личиницер, вице-президент РАН Лев Зеленый, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
Финансирование фонда в 2014 году составит 11,4 миллиарда рублей, в 2015-м - 17,2 миллиарда рублей, в 2016-м - 19,1 миллиарда рублей. Гранты будут распределяться по пяти приоритетным направлениям:
1. Проекты отдельных научных групп. Грант размером не более 5 миллионов рублей выдается на 3 года с возможностью продления на 2 года по решению экспертного совета. Всего в рамках этого конкурса будет профинансировано около 700 проектов.
2. Проекты существующих лабораторий. "Вес" этих грантов до 20 миллионов рублей. Сроки исполнения 3 года с возможностью продления еще на два. Обладателями грантов могут стать около 150 лабораторий.
3. Создание новых лабораторий. Размер гранта до 25 миллионов рублей, сроки исполнения 3 года с возможностью продления еще на два. Всего в рамках этого конкурса будет поддержано около 50 лабораторий.
4. Программы институтов и вузов для укрепления кадрового потенциала науки и проведения научных исследований мирового уровня. Стоимость до 150 миллионов рублей на срок 3 года с возможностью продления еще на два. Число победителей - до 25.
5. Проекты временных международных научных групп. Размер гранта до 30 миллионов рублей. Будет поддержано до 10 таких проектов.
Все обладатели грантов обязаны выполнить одно принципиальное условие: РНФ должен быть единственным источником финансирования коллектива. Дублирование исключается.