"Протон" мог упасть из-за постороннего предмета в двигателе

Продолжает свою работу специальная комиссия, расследующая причины аварии ракеты-носителя "Протон-М" со спутником связи "Экспресс-АМ4R". По-прежнему одной из основных версий остается нештатная работа рулевого двигателя. Как говорят эксперты, по предварительной информации, давление в рулевом двигателе 3-й ступени ракеты во время ЧП упало в 15 раз.

"Согласно полученным телеметрическим данным, именно в трубопроводе рулевого двигателя было зафиксировано неожиданное резкое падение давления", - сказал РИА Новости руководитель Роскосмоса Олег Остапенко. Мог ли посторонний предмет, например, стружка, попасть в двигатель во время сборки? Рассматриваются все варианты, и этот в том числе. Специалисты не исключают, что мог разойтись сварной шов. "По итогам будем принимать соответствующие меры", - цитирует агентство Остапенко.

Судя по всему, отрасль ждут очередные кадровые изменения. Правда, как замечают аналитики, они связаны не только и столько с аварией "Протона", сколько с застарелыми проблемами системного кризиса в российской космонавтике, которые получил "в наследство" и пытается преодолеть Олег Остапенко со своей командой.

Напомним, 16 мая стартовавшая с Байконура ракета-носитель "Протон-М" с космическим аппаратом связи "Экспресс-АМ4R" сгорела в плотных слоях атмосферы. Третья ступень "Протона-М" начала работу с 324-й секунды полета и должна была закончить на 583-й секунде. Но полет завершился на 546-й секунде. Получается третья ступень недоработала до отделения головной части каких-то 37 секунд. Но этого хватило, чтобы Россия потеряла свой самый мощный телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ4Р", масса которого была почти 6 тонн. Аппарат был оснащен 63 транспондерами и 10 антеннами для обеспечения устойчивого покрытия связью всей территории России и стран СНГ.

Как говорят специалисты, новый спутник взамен утраченного может быть создан не раньше, чем через три года. Потерянный космический аппарат был создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП "Космическая связь". "Я сторонник того, чтобы подобные спутники связи делали не за рубежом, а на российских предприятиях. По имеющейся у нас информации, страховка покроет затраты на его изготовление", - сообщил РИА Новости Остапенко.

Между тем, как заявил на авиасалоне в Берлине генеральный директор Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров, несмотря на последнюю аварию, ракета-носитель "Протон" занимает свою коммерческую нишу на мировом рынке пусковых услуг и есть все основания считать, что проекты по запуску этой ракеты в дальнейшем будут продолжены. Пока же полеты "Протонов" приостановлены до окончания работ аварийной комиссии.