Казалось бы, в современном мире от рекламы не спастись. Она везде: в почтовом ящике, в электронной почте, в газетах, в мобильном телефоне, под "дворниками" машины. Однако средства спасения есть - если, конечно, есть время и желание бороться.
Одна страховая компания в Германии нежданно-негаданно "попала" прямо на потребителя, у которого было и время, и желание, да еще и необходимый арсенал юридических знаний плюс пылкий темперамент. Профессору юриспруденции из земли Баден-Вюртемберг удалось через суд заставить фирму прекратить рассылку нежелательной рекламы по электронной почте, да еще и получить компенсацию на сумму около 150 евро с процентами.
Большое дело выросло из маленького письма, отправленного профессором по электронной почте в страховую компанию с просьбой подтвердить расторжение договора, посланное им обыкновенной почтой. Однако фирма не хотела сдаваться и направила бывшему клиенту автоматический ответ о получении его письма с присовокупленной рекламой своих услуг. Мейл расхваливал эксклюзивный сервис "предупреждение о непогоде по СМС бесплатно на ваш мобильный телефон" и "новые приложения для пользователей смартфонов" с предложением регистрации на указанных веб-сайтах. При этом рекламный блок был на сто знаков длиннее, чем текст самого письма.
Попытки пожаловаться на нежелательную рекламу довели дело до абсурда. От уполномоченного по защите личных данных страховой компании и их секретариата профессор получил то же самое письмо с подтверждением. Даже на посланное адвокатом по электронной почте предупреждение о прекращении пересылки рекламы снова было получен тот же автоматический ответ.
Нервы у профессора не выдержали - он подал иск в административный суд Штутгарта и добился своего. Решение суда гласило: "Пересылка подобной рекламы на личный адрес электронной почты недопустима, поскольку представляет собой неприемлемое вторжение в частную сферу потребителя. Ведь обвиняемая компания без разрешения использует адрес получателя для пересылки рекламы и таким образом хитростью привлекает его внимание нежелательным для него образом". По мнению суда, потребитель вынужден читать и удалять нежелательные сообщения, что связано "с неприемлемой для него тратой времени", а поэтому "подобные навязанные контакты постоянно понижают его качество жизни".
Суд сослался на предписания ГК и статью 2 Конституции ФРГ, защищающие частные права личности, поскольку "нежелательная пересылка рекламных писем по электронной почте в коммерческих целях представляет собой вторжение в частную сферу получателя". В соответствии с вердиктом страховая компания должна прекратить пересылку рекламных мейлов в любой форме. В противном случае ей грозит штраф в размере 250 тысяч евро.