В Олимпийском парке Сочи финишировал первый в России экопробег

В четверг в Сочи финишировал необычный экологический пробег - впервые в России 10 электромобилей отечественных и зарубежных марок преодолели более 800 километров.

Стартовав в Краснодаре 25 мая, они побывали в Анапе, Новороссийске, Геленджике и Туапсе. А финиш состоялся в Олимпийском парке на открывшемся сегодня краснодарском весеннем форуме "Энергоэффективность и инновации".

Всего в необычной акции принимали участие девять автомобилей марок Tesla, Mitsubishi, Renault, Nissan, Estrima, Volteco и Lada и один электрический мотоцикл. Каких тут только нет моделей: небольшие кары и с виду обычные городские авто, а также белый кабриолет спортивного типа "Тропика".

Все машины на электрической тяге и заряжаются от обычной розетки в 220 вольт. Так, прибыв в очередной город в рамках пробега, электрокары подзаряжались в гостиницах для дальнейшего пути. Первая подзарядка состоялась в Анапе. Сил, оказалось, хватило не всем автомобилям. Только два из них добрались самостоятельно - российский электромобиль EL Lada и американский электро-бизнес-седан Tesla смогли без подзарядки преодолеть первый 207-километровый участок экопробега. Остальные сошли с дистанции за 60 километров до Анапы.

При этом все участвующие в пробеге машины практически равны по запасу хода - максимального заряда хватает на 130-150 километров. Выбивается только Tesla: у нее в запасе 450 километров.

- При разработке электромобиля наши инженеры заложили в автомобиль скрытые возможности. Потенциал удалось раскрыть уже на первом этапе экопробега. Причем мы использовали не специально подготовленные к пробегу экземпляры, - отметил Сергей Ивлев, начальник отдела автомобилей с альтернативными энергоустановками "АвтоВАЗа". - Предполагалось, что заряда нам должно было хватить на 140 километров, но путь до Анапы оказался длиннее - пришлось делать большой круг по Краснодару. В итоге прошли 207 километров. Чтобы нормально добраться, пришлось сократить энергозатраты, например, скорость не выше 60 километров в час. Нельзя было и резко тормозить или разгоняться. Также отказались от работы климат-контроля.

Пожалуй, больше всего сочинцев заинтересовал именно отечественный электрокар. С виду он сильно напоминает LADA Kalina, ведь кузов "универсал" взят именно у этой модели, причем с конвейера (стоит она около миллиона рублей, более 50 процентов этой суммы приходится на цену питающейся электричеством тяговой батареи двигателя). Внутри же машина полностью зарубежная, например двигатель и инвертор - шведские.

А для полной подзарядки автомобиля достаточно семи часов. В условиях города и при максимальном расходе ее хватает на 135-140 километров. За 7,5 секунды она разгоняется до 100 километров в час.

По словам экспертов, для собственника это довольно выгодное приобретение. В среднем, одна зарядка обходится в 60 рублей. На обычной машине на 130 километров в среднем нужно 10 литров бензина - это приблизительно 300 рублей. Экономия налицо. К тому же здесь не надо тратиться на замену свечей и подобных деталей.

Правда, отсутствие сети станций подзарядок, где можно заправить такую машинку меньше, чем за час, - сегодня одна из главных проблем использования электромобилей в России. Пока такие станции есть в Москве, Кисловодске, Минеральных Водах и Сочи (три электрозаправки).

Для изготовителей же таких машин, как заявляют специалисты, сборка электрокаров пока обходится недешево. Все из-за стоимости деталей. Ситуация может измениться, только когда их изготовлением займется больше заводов.